«Предприятиям, где работают люди с инвалидностью, и которые, по сути, выполняют социальную функцию, необходимо выделять какую-то долю бюджетных заказов».
Две трети обращений в Офис по правам людей с инвалидностью касаются вопросов трудоустройства. Найти работу и полностью здоровому человеку сейчас непросто, а людям с ограниченными физическими возможностями могут предложить считанные вакансии с зарплатой 250-300 рублей.
Наниматели не хотят возиться с инвалидами
Как отметил представитель Офиса по правам людей с инвалидностью юрист Олег Граблевский, «в определении компетенций инвалида и его способности выполнять ту или иную работу участвуют медики, но в этот процесс не вовлечены специалисты службы занятости». Отсюда и конфликты, когда желающему и имеющему возможность трудиться человеку выписывают «нерабочую» группу инвалидности.
«Инвалид при трудоустройстве обязан предоставить программу реабилитации, которая в каком-то смысле стесняет нанимателя, обязывает его обеспечивать определенные условия труда. Программа реабилитации должна расширять возможности инвалидов на рынке труда, а на практике — сужает. И люди порой скрывают сам факт инвалидности. При том, что инвалид может отказаться от части гарантий, например, работать полную, а не укороченную неделю, наниматель, как правило, не воспринимает это и готов отказаться от работника, которому необходимы какие-то дополнительные условия», — пояснил юрист.
Олег Граблевский отдельно остановился на институте адаптации инвалидов к трудовой деятельности. Это мероприятия, направленные на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности. Цель — повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Государство финансирует процесс, то есть предприятия получают работника, которому не надо платить заработную плату на срок от шести месяцев до одного года.
«Адаптация в наших условиях забюрократизирована, в условиях меняющегося рынка труда это очень сложный процесс. Система краткосрочного найма (контрактов), которая повсеместно распространена в Беларуси, уничижила, по сути, рабочее движение. Никакой стабильности заключение контракта не несет, а именно инвалиды нуждаются в стабильной работе больше других», — отметил представитель Офиса по правам людей с инвалидностью.
На предприятиях, где трудятся инвалиды, много не заработаешь
На предприятии «АртИдея» работает 19 человек с инвалидностью. Половина работников — люди, которым под силу обучение только во вспомогательных школах-интернатах. Пять человек работает по программе адаптации.
«Мы берем на работу после окончания программы адаптации. Однако мне известно, что часто предприятия не устраивают работников на постоянную работу после того, как те проходят программу адаптации, поэтому такой большой процент неработающих людей с инвалидностью», — рассказала директор ЧТПУП «АртИдея» Наталья Амплеева.
«АртИдея» участвует в проекте по сопровождаемому трудоустройству, который реализует Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Сотрудники компании с инвалидностью могут безвозмездно пользоваться сторонней помощью, чтобы приехать на работу и вернуться домой, чтобы освоиться на рабочем месте.
Отсутствие кадров для обучения и сопровождения людей с инвалидностью, которые работают на предприятии, — одна из главных нерешенных проблем, считает и.о. директора УП «Дорога в жизнь» (Слоним) Салман Решад:
«У нас работают люди не только с физическими, но и умственными ограничениями, и их некому курировать. Две женщины, которые у нас работали, уволились. Теперь мастеров у нас нет. Это случилось потому, что они не могли у нас заработать, а семьи кормить нужно. Заработная плата сдельная, а теперь спрос на продукцию упал, так как уменьшилась покупательская способность. Объемы производства снизились (работаем два-три дня в неделю) еще и потому, что мы потеряли заказ от местной больницы, так как есть установка делать госзакупки преимущественно у государственных предприятий».
Предприятие шьет постельные принадлежности и спецодежду, а также изготавливает гончарные изделия. Конкурировать на рынке сложно, отметил Салман Решад, прежде всего потому, что «себестоимость высокая из-за затрат времени на изготовление продукции».
Та же проблема и у «АртИдеи», сказала Наталья Амплеева. Себестоимость продукции — открытки, календари, брошюры, буклеты, плакаты, сувениры — выше, чем у конкурентов.
Объясняется это просто: «Наши молодые люди работают медленнее, чем другие. И продукция должна быть дороже, но мы не можем установить более высокую цену, так как конкуренция очень большая. Нас душит арендная плата, обязательство работать с НДС на продукцию. Мы не требуем денег у государства, но хотели бы получить поддержку, например, в виде консультационной помощи».
Какую помощь ждут от государства
«Предприятиям, где работают люди с инвалидностью, и которые, по сути, выполняют социальную функцию, необходимо выделять какую-то долю бюджетных заказов», — считает Людмила Рахимова, начальник производственно-экономического отдела центрального правления Белорусского общества инвалидов, на предприятиях которого работает более трех тысяч человек.
Есть также вопрос о льготах, которые в ряде случаев для инвалидов иначе как бременем не назовешь.
«Льгота по НДС для многих предприятий является помехой, — сказала она. — Заказчики не хотят работать с льготниками по НДС. Обязательная сертификация удорожает стоимость продукции, это накладно для предприятий с многопрофильными видами деятельности. Льгота по аренде подрывает работу с инвалидами в условиях надомного труда, так как понижающий коэффициент действует только для тех, кто работает на арендованных площадях. У нас было ранее много инвалидов-надомников, однако, в связи с тем, что в Минске, например, в основном все производственные площади арендованные, приходится сокращать число инвалидов-надомников и брать только тех, кто может работать на стационарных производственных площадях. Учитывая слабую доступность городской инфраструктуры, работа на предприятиях становится недоступной».
Кроме того, сейчас законодательно нельзя определить, несет ли предприятие, где трудятся инвалиды, социальную нагрузку или просто пользуется возможностью, так как государство предоставляет льготы в случае, если более 50% сотрудников являются инвалидами.
«Необходим закон, который бы определял предприятия как социальные и определял льготы для них. Пока же законодательство не позволяет видеть в человеке с инвалидностью привлекательного работника. Кто-то берет на работу человека с инвалидностью в ущерб своим коммерческим интересам, исходя из гуманизма, а кто-то воспринимает его как удобного нетребовательного работника, не обладающего знаниями, и выбрасывает на улицу сразу, как теряет к нему интерес», — сказал Олег Граблевский.