Стремные “папиццот”. Чем рискуют инвалиды и многодетные, помогая “перекупам” растаможить авто по льготам?
Новость о введении льготной растаможки для инвалидов и многодетных семей для всей страны стала полной неожиданностью. Многие “перекупы” кинулись искать людей из оговоренных в Указе категорий, чтобы с их помощью выгодно пригнать автомобили. Чем рискуют многодетные и инвалиды, которые решат стать “вешалками” для машин из Европы?
Недавно была подписан Указ, который предусматривает возмещение из республиканского бюджета 50% таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Беларуси одного легкового автомобиля в течение года, лицам, имеющим инвалидность I либо II группы, а также многодетным семьям. Мы уже подробно разбирали нюансы этого документа, а сегодня отдельно остановимся на возможных последствиях для льготников, которые решат помочь перегонщикам в их работе.
Мы сразу обратили внимание, что с введением закона может открыться пространство для деятельности перегонщиков авто из Европы. Они могут просто оформлять пригнанные автомобили на указанные в документе категории граждан, получая возврат 50% пошлин.
Этот фактор можно было бы исключить, если бы указ предусматривал запрет на последующее отчуждение транспортных средств, оформленных на граждан из льготной категории, допустим, на 6-12 месяцев, и тогда такая “схема” утратила бы свою актуальность. На данный момент такого ограничения в документе нет. С другой стороны, даже при наложении запрета останется немалое число льготников, готовых ради приработка отдать зарегистрированное на их имя ТС в чужие руки.
И действительно, сразу же пошли слухи, что кто-то пригнал выгодно авто, “повесив” его на инвалида или многодетную семью. Машина пригоняется, растаможивается, ставится на учет на инвалида или многодетного, а потом снимается и переписывается на настоящего покупателя.
И тут на поверхности лежит вопрос: не возникнут у инвалида, получающего небольшое пособие и купившего автомобиль за 20 тысяч долларов, проблемы с налоговой инспекцией?
Мы связались с начальником главного управления развития налоговых органов Сергеем Шкутом: “Что касается различных схем ухода от уплаты таможенных пошлин, то этим первоначально должны заниматься другие органы, а не налоговая инспекция. Если подобная информация к нам придет, то вы прекрасно знаете, что есть система декларирования доходов. Если получен доход от какой-то деятельности, он подлежит налогообложению. Что касается покупки дорогостоящих автомобилей, то есть закон о декларировании, в нем все прописано. Расходы с доходами у каждого гражданина должны соотноситься. Если они не соотносятся, если есть превышение расходов над доходами, то таким фактом налоговые органы заинтересуются, это однозначно. Последствия прописаны в Административном кодексе”.
В интервью со специалистами Министерства по налогам и сборам РБ “За купленный автомобиль могут спросить и через 10 лет” мы подробно разбирали все нюансы взаимоотношений с налоговыми органами при покупке авто. Пройдемся по ним еще раз.
Налоговые органы вправе требовать у физического лица представления декларации о доходах и имуществе (статья 2 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 №174-З “О декларировании физическими лицами доходов и имущества” (далее – Закон №174-З)) путем направления ему требования о представлении декларации о доходах и имуществе. Стоит отметить, что такие требования направляются не всем подряд гражданам, осуществившим расходы на приобретение автомобиля.
Изначально налоговым органом проводится анализ имеющихся сведений о гражданах, в случае выявления требующих проверки фактов превышения расходов физического лица над доходами, а также возможного уклонения от уплаты подоходного налога, в адрес физического лица налоговым органом направляется письменное требование о представлении декларации.
Для подтверждения понесенных расходов налоговый орган рекомендует физическим лицам выбирать работу с официальной заработной платой, так как деньги, полученные “в конверте”, не будут иметь отношения к материалам дела, и методично собирать все документы, которые впоследствии смогут стать подтверждением легального происхождения средств, потраченных на приобретение, к примеру, транспортного средства.
Согласно части 4 статьи 12 Закона №174-З декларация о доходах и имуществе может быть истребована за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором направлено письменное требование о представлении декларации.
Сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представившего декларацию, проводится на основании сведений, указанных этим лицом в декларации, и информации, имеющейся в налоговом органе (часть 5 статьи 15 Закона №174-З). Для этого налоговым органом составляется расчет расходов и доходов, в который включаются данные обо всех полученных физическим лицом доходах и произведенных им расходах в течение проверяемого периода.
Если налоговым органом будет установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, указанные в декларации, либо факт получения дохода не подтверждается, то этот налоговый орган в течение 5 рабочих дней с даты составления расчета направляет физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках доходов с приложением копий расчетов. Пояснения в письменной форме должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения письменного требования (пункт 23 Инструкции №103).
Если физическим лицом не представлены пояснения об источниках доходов или представленные пояснения не позволяют установить источник доходов, доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (часть 7 статьи 12 Закона №174-З).
Налоговая база подоходного налога по таким доходам определяется как денежное выражение суммы такого превышения. Ставка подоходного налога в отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами физических лиц, составляет 16 процентов (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 173 НК).
Соответственно, если автомобиль куплен за 20 тысяч долларов и у покупателя не получится доказать, что расходы с доходами у него совпадают, то с него могут истребовать 16% этой суммы. А это – на минуточку! – 3200 долларов. Спросить могут и через 10 лет.
В СМИ не раз описывались случаи, когда дорогостоящие покупки становились объектами пристального внимания со стороны налоговых органов. Так, vitebsk.biz рассказывал историю девушки: после покупки квартиры в налоговой посчитали, что расходы ее семьи превысили доходы на более чем $40.000. В 2015 году на sb.by появилась информация о том, что налоговая выявила 22 тысячи граждан, живущих не по средствам.
Из анонимных источников нам стало известно, что в налоговых органах заинтересовались проблемой: “Да, об этом говорилось на совещании. Указ создает поле для коррупции и ухода от налогов. Высказывались идеи о том, что необходимо проводить проверки по спискам таможенников. Как это будет реализовано, пока не понятно, никто не знает. Это списки какие-то нужно составлять… В общем, пока ничего не известно. Но факт в том, что в государственных органах задумались над этим вопросом”.
Наше дело – предупредить: покупка дорогостоящей машины при отсутствии официально заработанных на нее денег действительно может вызвать интерес со стороны налоговых органов.
Беларусы хоть смогут обновить автопарк