Белорусам гарантировано право на бесплатное лечение. Что стоит за этой строкой Конституции, от кого зависит здоровье пациента и может ли он сам выбирать врача и методы лечения? Как стандарты белорусского здравоохранения применяются на практике, изучает «Завтра твоей страны».
Четыре уровня охраны здоровья
В белорусской Конституции есть статья, гарантирующая каждому гражданину право лечиться бесплатно в государственных учреждениях здравоохранения.
В ней записано: «государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания».
Система здравоохранения Беларуси состоит из четырех уровней. Первый, как отмечает заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Татьяна Мигаль, это получение пациентом помощи в поликлинике по месту жительства. Второй – обследование и лечение в районной больнице. Третий и четвертый уровень – это областные и республиканские центры.
— У каждого уровня оказания помощи свои стандарты лечения, — объясняет Татьяна Мигаль. — Не может оказывать одинаковые услуги «скорая помощь» и стационар.
«Скорая» — это экстренная помощь. В стационаре происходит назначение необходимого лечения. А в поликлинике контролируется эффективность лечения, возможно изменение схем терапии в динамике наблюдения, кроме того, каждому пациенту подбирается индивидуализированная схема лечения с учетом протоколов, стандартов, эффективности лечения и финансовых возможностей.
По сути, возможность получить гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь зависит от врача первичного звена. Именно он решает, какое лечение назначить и есть ли смысл в дальнейшем обследовании пациента, например, на уровне областного центра.
Сам пациент не может обратиться за медицинской помощью, скажем, в городскую больницу, минуя поликлинику. Только имея на руках соответствующее направление, можно рассчитывать на помощь в медучреждении следующего уровня.
Но даже направление не гарантирует пациенту возможность пройти курс лечения, например, в Республиканском научно-практическом центре.
— Направление дает пациенту право обратиться в консультативное бюро, — поясняют в администрации РНПЦ «Кардиология». – И уже там врач принимает решение о дальнейшем лечении. Пациент может быть госпитализирован или отправлен на лечение по месту жительства, в областной центр.
Чаще так и происходит. Ведь сегодня многие областные больницы предоставляют кардиобольным качественное лечение и достаточно большой спектр оперативных вмешательств.
Только в одном случае пациент может получить медицинскую помощь в том медучреждении, где посчитает нужным, – если за нее заплатит. Сегодня платные медицинские услуги – достаточно распространенное явление в белорусской медицине. За деньги белорусы могут вне очереди пройти обследование, получить консультацию у лучших специалистов и даже рассчитывать на некоторые виды оперативных вмешательств.
К слову, западная модель оказания медицинской помощи очень похожа на белорусскую.
— Правда, там врач первичного звена направляет на дальнейшее лечение пациента по договоренности с ним, — поясняет представитель странового бюро ВОЗ в Беларуси Валентин Русович. – Система финансирования в западных странах выстроена таким образом, что пациент вместе с семейным врачом может выбирать, в какой больнице и у какого конкретно врача он будет лечиться дальше. Там нет жесткой «вертикальной» цепочки, как у нас. И это, к слову, способствует конкуренции между больницами.
Врач всегда прав?
Помимо того, что медицина в Беларуси бесплатная, законодательство предусматривает и ряд других привлекательных для пациента прав. Например, выбор лечащего врача и участие в определении методов оказания медицинской помощи.
— Если пациент недоволен работой участкового терапевта, он может обратиться в администрацию поликлиники и написать заявление, что хотел бы обслуживаться у специалиста с другого участка, — поясняют в управлении организации медицинской помощи Министерства здравоохранения. – При необходимости эта просьба будет удовлетворена.
Можно также встать на учет на медицинское обслуживание в любую поликлинику, только прежде придется обязательно взять открепление по месту прописки.
Но на практике пациенты сами выбирают врача крайне редко. Такие пожелания не приветствуются в медучреждениях. Причем, не только администрацией, но и врачами. Даже теми из них, у кого люди хотели бы лечиться.
— Формально у пациента есть право выбрать врача, — говорит Валентин Русович. — Но как заинтересовать самого доктора в том, чтобы он постоянно обслуживал больше пациентов? Пока такая схема не выработана. Однако вопрос о том, чтобы зарплата врача зависела не от числа приемов, а от того, сколько людей он постоянно обслуживает, сегодня активно обсуждается и в белорусском здравоохранении.
По словам эксперта «Завтра твоей страны», на Западе основной заработок врача составляет так называемая абонентская плата, которую он имеет за каждого пациента, которого он «ведет». Платит врачу не гражданин, а государство (как в Великобритании) или страховая касса (как в Литве).
— Такая модель выгодна тем, что за пациентом к врачу идут деньги, и, следовательно, каждый специалист заинтересован в том, чтобы выбирали именно его. А если врач пациента не устраивает, через полгода тот имеет право его поменять, — поясняет Валентин Русович.
Что касается сотрудничества с пациентом в процессе лечения, в Беларуси, несмотря на прописанную в законе «О здравоохранении» норму об участии пациента в выборе методов лечения, на практике решение о том, как лечить, принимает врач.
— Белорусская модель медицины строится по принципу патерналистской (от «патер» — отец), — говорит врач Андрей Фоменко. – Такая модель подразумевает, что врач несет ответственность за результаты лечения и за пациента в целом. Он решает, как и чем лечить. На Западе взаимоотношения строятся на том, что врач помогает пациенту оставаться здоровым, а при необходимости преодолеть заболевание. Ответственность пациента – своевременно обратиться за медицинской помощью.
Правда, отмечают эксперты «Завтра твоей страны», в Беларуси увеличивается процент людей, которые недовольны качеством получаемой в поликлиниках помощи, и это побуждает Минздрав менять стандарты в медицине. Например, предлагается реформирование финансовой системы здравоохранения, в поликлиниках появились помощники врачей.
Без грифа секретности
Два года назад Центр социальных инноваций провел опрос о том, насколько пациенты осведомлены о своих правах. Выяснилось, что уровень информированности крайне низок. Тем не менее, сегодня уже нет грифа секретности в области отношений врача и пациента. Права пациентов прописаны законодательно и при желании каждый может с ними ознакомиться. Другой вопрос: насколько он сможет применить их на практике.
Итак, что же гарантирует пациентам белорусское законодательство?
• Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
• право на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств;
• информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
• выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
• участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
• получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
• выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;
• отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
• пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;
• уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения.
«Завтра твоей страны» Юрий ЛАЗАРЕВИЧ
Здравствуйте!!
Я зарегистрирована в г.Витебске. Проживаю в г. Жодино (Минская область) и работаю тут же. Получаю бесплатное медицинское обслуживание в городской поликлинике г. Жодино. Обратилась в врачу ревматологу. Оказать должную помощь он мне не может и направляет меня в Минскую областную клиническую больницу к ревматологу. Там меня обязывают заплатить за консультацию, т.к. у меня нет регистрации в Минской области. Правомерно ли это?? Спасибо за ответ!!
Согласно ст. 15 Закона “О здравоохранении”, медицинские услуги сверх установленного государством гарантированного объема бесплатной медицинской помощи являются дополнительными и оказываются государственными учреждениями здравоохранения на платной основе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения оказываются гражданам Республики Беларусь на основании письменных договоров (за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно).
Перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Перечнь платных медицинских услуг государственными учреждениями установлен постановлением Совета министров № 182 от 10.02.2009 г.
Таким образом, если оказание услуг врача-ревматолога входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, и неоказание такой помощи обсуловлено отсутсвием необходимого специалиста или квалификации по месту нахождения, то консультация должна быть оказана бесплатно.
Здравствуйте, почему на сайтах постоянно люди просят помощи на лечение, разве здравоохранение не обязано бесплатно лечить, а если не возможно оказать помощь в Беларуси направлять на лечение в другие страны? Много людей просят материальной помощи на дорогостоящие лекарства , что может им предложить минздрав? Или всю жизнь побираться?
Сегодня я хороню свою сестренку. Она была на 13 лет младше меня. Ей всего 42 года. Мы все молили бога, чтобы ей было даровано еще хотя бы два-три года. У нее остались две дочки – десяти и пяти лет. Я до сих пор не знаю, как им сказать, что мамы уже нет. Ее не стало в день медицинского работника. Пока не сталкиваешься с такой бедой, не имеешь представления об ужасах нашей бесплатной медицины. И даже если платишь- ужаса меньше не становится. Я задаю себе вопросы и не могу найти ответа на них. Может быть министерство знает ответы? Почему в поликлинике №2 г. Гродно лечат человека полтора месяца от бронхита лошадиными дозами антибиотиков, а на все жалобы, что болит живот, отвечают, что это больной кажется. И только после обращения в частный центр “Лодэ” удается выяснить, что на самом деле у человека рак сигмовидной кишки с метастазами в печень. Итак, потеряны первые полтора месяца. В мед. карте после этого неведомым путем появляются записи о якобы проведенных профосмотрах и назначениях, которых на самом деле не было. Затем возникают проблемы с госпитализацией в онкологический диспансер. Прямо скажу, приходится прибегать к помощи “своих” людей- госпитализировать с таким диагнозом для обследования- проблематично. Пытаются отфутболить – отправить из специализированного диспансера в какую-нибудь больницу, лишь бы отвязаться. Потом долго и нудно обследуют -очереди на томограф, на то, на се… Все это время больной человек голодает- для исследований нельзя есть, а будет ли оно проведено- бабушка надвое сказала. Таким образом теряем еще месяц, после чего направляют на консультацию в Боровляны. Ладно, едем в Боровляны. Ни у кого в министерстве нет желания инкогнито там побывать и посмотреть на эти жуткие очереди полумертвых людей? Между делом выясняется, что лечиться там могут только люди из Минска. В остальных регионах не люди живут. Им не нужно качественное лечение и хорошее оборудование. После возвращения из Боровлян принимается решение об операции по принципу “хуже не будет”. Нет, к врачам, которые оперировали, претензий нет. Они сделали все, что могли. Но дело было накануне выходных. И за три дня выходных медсестры заходили в палату не более раза в сутки, грубили, предъявляли претензии, что не ходит (вся в трубках и катетерах). Не объяснили, какие могут быть побочные эффекты операции в виде всяких выделений, не объяснили, как пользоваться калоприемником. Спасибо санитарке- та объяснила. Перед обходом в понедельник соизволили, наконец, поменять грязные простыни. В результате “заботливого” послеоперационного сестринского ухода- полная депрессия из-за пережитых унижений. Кое как упросили, чтобы химиотерапию делали в Боровлянах. Первых два раза все прошло прилично. После третьего уже дома стало плохо- одышка, полная слабость, отеки ног, скачущее давление. Вызываем скорую. Приезжают- говорят, это нормальное состояние после химии. И так- несколько раз. Вызываем участковых из поликлиники- требуют, чтобы сама к ним пришла- в таком-то состоянии!!! На свой страх и риск грузим в машину, едем в Боровляны. Там врачи в шоке- инфаркт обоих легких как побочная реакция на препараты. Ну и парочка других малоприятных побочных явлений. Кладут в реанимацию, доводят до транспортабельного состояния, возвращаемся домой. С трудом пробиваемся в пульмонологическое отделение областной больницы. Месяц лечим легкие. Пока была в реанимации, выяснилось, что химия не помогла, метастазы увеличились. Пока лечим легкие, то да се, теряем еще полтора месяца. Меняют схему химиотерапии. Теперь надо дома пить таблетки. Первый курс не смогла допить два дня- сильные побочные явления. Кое-как пришла в себя. Второй курс закончился смертью. Становится хуже- вызываем скорую, бригада приезжает и первым дело показывает бумаги, чего им делать НЕЛЬЗЯ, чтобы реально облегчить состояние больного. Диагноз опять-таки поставить не могут (или не хотят). Не понятно, почему такое тяжелое лечение, как химиотерапия, проводится вот так, как от насморка лечим, неужели это не должно быть под постоянным наблюдением врачей, в стационаре? Почему такое равнодушие? Почему нынешние врачи и медсестры ничего не знают и не умеют, а главное- не хотят выполнять свои прямые обязанности? Я ничем уже не помогу своей сестре. Поздно. Но я подниму эту тему в соцсетях и во всех инстанциях, до которых достучусь. Может быть хоть кому-то удастся спасти или продлить жизнь. Я уверена, что при внимательном отношении можно было бы выиграть еще какое-то время. А теперь младшая дочь даже помнить не будет маму. Не дай Бог никому такое горе. Но люди, по вине которых страдания были усугублены, пусть получат свое полной мерой. Беларусь страна для жизни, говорите вы? Я теперь точно знаю, что это не так.
Добрые люди, просто у меня нет слов… Может чем помочь я инвалид 1групы на коляске, мои соболезнования Вам если что пишите звоните чем сможем поддержим..
г. Жодино. Лежал в больнице у меня болело лёгкое, врач не мог определить что именно у меня. Сделали кучу платных процедур, даже ездил в Борисов на КТ. Заплатил за всё внушительную сумму и всё безрезультатно. В итоге вылечили бесплатно в Боровлянах . На каком основании с меня брали деньги, если медицина у нас бесплатная???
Доброго времени суток. Легла в больнтцу города Новополоцк на плановую операцию по удалению липомы воротнтковой зоны. Меня обзывают заплатить за операционный набор около 50 р. Правомерно ли действия работников данной больницы?
А никто вас лечить не будет! Они все Колю с Сашей лечат! А вы загибайтесь! Так ещё и не ответят вам !
Так же как Татьяна потеряла сестру, я потеряла мужа! Ему было 50 лет! Жизнь оборвалась по вине нашей медицины! Та же волокита и полное равнодушие! Теперь сама занимаюсь своим здоровьем и понимаю, что бесплатной медицины к сожалению у нас уже нет! Осталась только статистика и старые жо-ы которые выживают молодых специалистов! В нашей поликлинике великое множество кабинетов УЗИ но очередь на месяца. Говорят, что бесплатный врач только один и поэтому так! Сделайте уже платное все обслуживание, подключите страхование и снимите с нас налоги которые мы платим за неоказываемые услуги!!!