«Приходится быть сильным духом». Как после инсульта жены муж-инвалид взял на себя все заботы о доме. Встать на ноги в буквальном смысле слова семье Кейних помогает государство. Подробности выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
Четыре года назад супруги Сергей и Татьяна Кейних даже предположить не могли, что придется просить помощи у государства. Глава семьи — строитель, жена — в прошлом гандболистка, более 17 лет проработала учителем физкультуры в одной из столичных гимназий.
Беда случилась, когда Сергей ремонтировал электропроводку в квартире: внезапно сломалась ножка табуретки и мужчина упал спиной на ее торец. Настоящую боль почувствовал только утром. Приехавшие по вызову врачи посоветовали обратиться в поликлинику. Снимок ничего не показал, но через несколько дней невролог срочно отправил в стационар. Диагноз был серьезным: повреждение седалищного нерва с последовавшей инвалидностью. Через полтора года случилась еще одна беда — сломал бедро, пришлось 42 дня пролежать в больнице на вытяжке. Пока мужчина оформлял инвалидность, у Татьяны случился тяжелейший инсульт. Трепанация черепа, два менингита — и всё это в течение двух месяцев, пока она была в бессознательном состоянии в больнице.
Не думал, не гадал
— Беда одна не приходит, знаю по себе, — рассказывает Сергей. — Поскольку и я в то время не работал, органы опеки хотели забрать нашу дочку Настю. Ей тогда было 10 лет. Помогли коллеги Татьяны, особенно директор гимназии Ирина Леонидовна Пасюкевич. Настю оформили в детский санаторий, учителя сами ее отвезли.
Сергей признается: до случившегося дома супруге помогал редко. Теперь же пришлось полностью осваивать ведение домашнего хозяйства. Признается, в голове такое творилось — не знал, с чего начинать и куда бросаться.
— Бывало, сяду и слезы сами льются. И пожаловаться некому: родителей ни у меня, ни у жены нет, близких родственников тоже. Где-то год метался, пока не привык и не понял, что нужно делать.
Когда домоводством, покупками, потребностями детей занимается женщина, чаще всего мужчины в эти дела не вникают. Поэтому Сергею пришлось разбираться во всем самому.
К разговору подключается Татьяна. Спустя 2 года прогресс в выздоровлении очевиден: стала двигаться парализованная нога, вернулась речь (для этого она вслух читала стихи и пела песни), может сама садиться и подниматься с кровати. Еще самостоятельно делает пару шагов. Женщина и сегодня без слез не может вспомнить, что довелось пережить:
— Плакала целыми днями. Я стараюсь и дальше буду стараться. Врачи сказали, что буду ходить.
Вытерев слезы, Татьяна рассказывает, что муж научился печь вкусные пирожки с капустой и картошкой. За время болезни даже пасхальные куличи в магазине не покупают: у Сергея получается такая выпечка, что не всякая хозяйка сможет. Новогодний стол тоже сам накрыл. А курица, начиненная блинами, — его коронное блюдо и самое любимое в семье. А еще муж научился делать массаж.
Заметив, что осматриваю квартиру, Сергей признался: ремонт недавно делал сам — шпатлевал стены, клеил обои. Натяжной потолок смонтировала бригада — не сильно разгонишься на одной ноге. Новогоднюю иллюминацию повесил сам, елку наряжали вместе с дочкой. В квартире уют, чистота.
— Не люблю разводить грязь, — признается мужчина. — Приходится быть сильным духом. Поставил цель — добивайся. Не сделаю я, кто же тогда?
Добрые вести прибавляют чести
Не могу не задать вопрос о материальном положении семьи. Сегодня она живет на две пенсии по инвалидности (у Сергея — II группа, у Татьяны — I) и пособие в размере половины прожиточного минимума, выплачиваемое на дочь. В общей сложности меньше тысячи рублей. По словам главы семьи, на самое необходимое денег хватает. При этом Сергей и Татьяна высказывают благодарность управлению соцзащиты района и территориальному центру социального обслуживания населения.
В управлении соцзащиты они и не надеялись на такое отношение к своей семье, признаются муж и жена. Ни одна просьба не остается без внимания. Сотрудники сами звонят и спрашивают, что надо.
С тех пор как случился инсульт у Татьяны, семья дважды получила адресную социальную помощь. Благодаря этому есть возможность нанимать раз в год профессионального массажиста, а Насте — заниматься биатлоном. Летом прошлого года родители смогли купить девочке путевку в лагерь.
Сергей Ефименко, начальник управления социальной защиты администрации Ленинского района:
— Семье Кейних в 2018–2019 годах была дважды предоставлена государственная адресная социальная помощь. Также дочери Анастасии ежемесячно выплачивается пособие согласно Закону «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Всего же в прошлом году адресную помощь на сумму более 1,3 млн рублей получили 4 203 жителя района.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям или гражданам, если их среднедушевой доход по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на душу населения за два последних квартала. Размер пособия устанавливается в зависимости от сложной жизненной ситуации, в которой находится семья или человек, и в сумме, не превышающей 10-кратный размер бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. Существует также социальное пособие для возмещения затрат на покупку подгузников, независимо от величины дохода детям-инвалидам до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, и инвалидам I группы. Кроме того, нуждающиеся семьи обеспечиваются продуктами питания отечественного производства для детей первых двух лет жизни. К сожалению, не все, кому положена помощь, обращаются в органы соцзащиты. Поэтому обращаю внимание, чтобы они не стеснялись заходить в администрацию района или звонить нашим специалистам.
***
Есть у семьи Кейних одна мечта, которая, как они думают, поможет Татьяне ускорить выздоровление — попасть в Республиканскую клиническую больницу медицинской реабилитации. Из-за того, что ее некому сопровождать, надежда на быстрое восстановление остается пока призрачной.