Молодая мама из Телехан не ходит, а смогла родить и воспитывает четверых детей.
Телеханы — поселок небольшой. И найти в доме подъезд, где живет со своей большой и дружной семьей красивая и счастливая Люба Мохор, можно не спрашивая. На входе установлен пандус. На первый этаж, к квартире номер 17. Мохоры переехали сюда около двух месяцев назад. На звонок в дверь отзывается йоркширский терьер Арчи. Заливается лаем. Но тут же убегает, завидев чужих на пороге. Бежит к хозяйке, прячется под инвалидную коляску.
— Чувствует защиту. Люба — она же сильная, с ней — как за каменной стеной, — улыбается Константин Мохор, супруг и многодетный папа.
А вот и сама героиня. В строгом черном платье, при макияже, с улыбкой на лице. В 31 год эта милая женщина с ограниченными возможностями — мама четверых детей и неоднократный серебряный призер чемпионатов Беларуси по спортивным танцам на колясках.
К маме жмется черноглазая красавица Кристина. Через пару минут опять открывается входная дверь. Вернулись из школы Влад с Вероникой.
— Вы почему сами домой ушли? За вами же дедушка отправился, — Люба изрядно перенервничала, телефон из рук не выпускала, в школу звонила. Но в большой семье дети рано становятся самостоятельными.
Вероника бросается маме на шею:
— У меня десятка по математике.
Влад молчит. Похвастаться нечем. В дневнике только пятерка. Родители обещают отдать его в суворовское училище, а он пока не знает, хочет ли быть военным.
— Там жизнь по принципу «должен», а у нас пока «не хочу — не буду», — Константин, похоже, настроен серьезно.
Но Владику пока восемь, а в суворовцы берут с 12 лет.
Веронике семь, Кристине три, а малышу Ярославу всего 9 месяцев.
Полноправными членами семьи считаются йорк Арчи и два волнистых попугая — Герда и Кеша. Питомцы тут как тут и вносят свой вклад, чтобы скорее разбудить сладко спящего Ярика.
Люба признается, что о такой семье и мечтала, потому что сама из многодетной:
— Гинеколог во время первой беременности нас пугала инвалидом. Мы с Костей подумали и решили — рожать. Какой ни родится, малыш будет наш.
А причину своих проблем со здоровьем Люба не делает секретом. Пострадала от баловства братьев. Выстрелили в нее из ружья. Пуля застряла в позвоночнике. Операция в Минске, потом — реабилитация, затем — бабки‑шептухи, костоправы. Мама 9‑летней Любы спасала дочку всеми силами, доступными женщине из сельской глубинки. Но на ноги дочка не встала…
С будущим мужем Костей встретились у киоска в Телеханах. Люба в то время работала обувщиком в Доме быта, Костя — в лесхозе. Оба хотели купить семечек, так и познакомились.
— Влюбился, начали встречаться, потом — армия, вернулся и сделал Любе предложение, — вспоминает Константин.
Родители парня были против.
— Сказал, что это мое решение и я его не поменяю.
Теперь, говорит, никто даже вспоминать ту ссору не хочет.
Костя признается, что любит в Любе больше всего.
— Она жизнерадостная, никогда руки не опускает, отличная хозяйка и мама.
Сейчас Костя активно помогает жене — в декретном отпуске по уходу за Ярославом.
Четвертый ребенок, как и его старшие брат и сестры, родился в РНПЦ «Мать и дитя». Все роды — кесарево сечение. Первые три операции делали с общим наркозом, четвертую — со спинальным.
— На пятого не отважитесь?
— Нет! — смеется. — Думаю, на четверых мы уже остановимся.
В планах Любы — вернуться в спортивные танцы на инвалидных колясках и, может быть, прыгнуть с парашютом.
Танцами Люба стала заниматься в 2006 году. На паркет попала из столичной больницы. Волонтеры пригласили ее в реабилитационный проект танцевально‑оздоровительного центра Валерия Коломийца в Колодищах.
— Танцы помогли адаптироваться и почувствовать, что я могу если не все, то многое. А Валерий Кириллович стал крестным моих мальчишек — Владислава и Ярослава. Звоню ему, советуюсь, он никогда не отказывает в помощи. С девчонками и ребятами — такими же колясочниками, как я, — поддерживаю отношения. Все это дает силы и веру в себя.
МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ
Валерий Коломиец, председатель ОО «Белорусский фонд помощи спортсменам‑инвалидам», заслуженный тренер БССР:
— Наш проект парашютно‑танцевальной реабилитации давно стал международным. Среди участников сложилось 22 семьи, девушки, которых трагедии практически списали из жизни, родили 17 детей. Создание семьи и рождение детей — это наивысшая степень социальной реабилитации. А история Любы Мохор — особенная. Огнестрельное ранение в позвоночник и — четверо здоровых детей. Люба — уникальная, она, на мой взгляд, — героиня. С нее должны брать пример не только люди с ограниченными возможностями, она — пример для всего здорового общества, для женщин, которые не всегда даже второго ребенка отваживаются родить. Мечтаю собрать максимально всех своих воспитанников, чтобы выступить летом нынешнего года с танцевальной программой в культурном блоке II Европейских игр.