Как выглядят дома для пожилых в Германии и почему пенсия в 850 евро — это немного.
Европейское население стареет. Например, сейчас продолжительность жизни у женщин в Германии 83 года, у мужчин — 78 лет. Людей старше 65 лет — 21,2%. Похожая тенденция и в Беларуси. Сегодня у нас десять трудоспособных белорусов содержат семь нетрудоспособных. Причем среди последних большинство — пенсионеры. Количество пожилых людей будет расти. Это неизбежно.
О вопросе старости в Германии начали думать как минимум 25 лет назад. Сегодня это одна из передовых стран в плане системы по уходу за пожилыми и продвижения активного долголетия. На какую финансовую поддержку могут в Германии претендовать пожилые, как выглядят дома, где они живут, когда нуждаются в уходе, и что такое активное долголетие?
Материал написан при содействии Программы поддержки Беларуси. Программа реализуется Дортмундским международным образовательным центром (IBB Dortmund) по поручению Министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).
Пожилые сыграли сами себя в спектакле про кладбище
В городе Арнсберг, который находится в земле Северный Рейн — Вестфалия, около 75 тысяч жителей. Средний возраст горожанина — 45 лет. Больше чем каждый пятый человек в городе — старше 65 лет. Арнсберг выглядит очень ухоженным, на центральной площади — необычные деревянные скамейки, в кафе рядом подают ароматное какао. Так как в городе много пожилых людей, те же скамейки здесь устанавливали с учетом их мнения. Люди просто их тестировали и говорили, насколько они удобные.
Нас встречает Мартин Поленц, представитель местного муниципалитета, который отвечает за направление «Возраст и будущее», и мы идем в местный театр. Это не совсем классический театр. Он находится в здании старой кузницы. Город предоставил ее бесплатно жителям, чтобы там могли воплощать в жизнь любые проекты горожан. Один из них — TEATRON, который работает над остросоциальными спектаклями. Последний из них как раз на тему старости и смерти. Называется «Место встречи — кладбище».
Перед нами сидят несколько пожилых мужчин и женщин, они увлеченно рассказывают о том, как этот спектакль изменил их жизнь.
Иегуда Альмагор — режиссер театра, а его жена Урсула — драматург. Они говорят, что у них свободный театр, а это значит, репертуар они определяют себе сами. Так как в городе живет много пожилых людей, они решили их тоже вовлечь в работу театра. И он стал местом встреч и общения. Более полугода 11 пожилых людей встречались, вспоминали свою жизнь, разговаривали, смеялись. В итоге из их историй получился спектакль.
Один из самых больших страхов — это смерть и кладбище. И кладбище для героев спектакля — все более реальная перспектива, о которой они и решили поговорить, чтобы снять в обществе табу на эту тему.
Одной из актрис Ингрид — 74 года.
— Я не играю роль, а рассказываю о себе, — отмечает она.
Во время спектакля на сцене стоят надгробия, один из актеров проводит экскурсию по кладбищу, и в какой-то момент из каждого из надгробий выпрыгивает человек и рассказывает свою историю. Например, говорит, какими хочет видеть свои похороны. В конце спектакля все вместе танцуют.
Актеры не получают гонораров, а вырученные от постановки деньги идут на нужды театра. Билет на спектакль стоит 17 евро, зал вмещает 80 зрителей.
Этот театральный проект — один из примеров работы с пожилыми в Германии, где поддерживают тренд активного долголетия. Это значит, что человек не выброшен за борт привычной жизни, он ходит на курсы, приобретает новые навыки, чувствует себя нужным.
Марита Гервин, представитель местного муниципалитета. Она, как и Мартин, тоже отвечает за направление «Возраст и будущее». Марита вспоминает, что мышление по поводу старения в Германии за последние годы изменилось. Если раньше пожилые люди думали, что вот, я состарился и уже не могу так бегать или что-то делать, сейчас потенциал человека переосмысливается. Люди хотят оставаться активными, и даже если уже не могут двигаться, понимают, что в качестве поддержки могут кого-то взять за руку. То есть всегда есть что-то, на что ты еще способен. И именно это помогает тебе жить.
Средняя пенсия в Германии — 1100 евро, минимальная — 850 евро
Кристиан Херт, научный сотрудник инициативы по вопросам деменции, которая работает в рамках благотворительной ассоциации помощи пожилым людям (Kuratorium Deutsche Altershilfe), рассказывает, что продолжительность жизни в Германии растет. И люди, которые рождаются в стране сейчас, будут жить в среднем 83−85 лет, а женщины, которые, как правило, живут дольше мужчин, — более 90 лет.
— Рождаемость при этом продолжает снижаться. Иногда бывают небольшие периоды роста, но в целом тенденция на снижение. Сейчас и в дальнейшем небольшая группа работающих будет заботиться о большом количестве пожилых. В 2060 году лишь каждый шестой будет моложе 20 лет, а каждый третий в Германии будет старше 65 лет, — рассказывает он.
Средняя пенсия в Германии — 1100 евро, минимальная — 850 евро. Немцы говорят, что это не так уж и много, учитывая коммунальные платежи, аренду жилья и прочие траты. И если у человека пенсия, например, выходит всего 600 евро, то ему будут доплачивать до минимума в 850 евро. Последние годы в Германии трудовые доходы снижаются, а это значит, что все больше пенсионеров будут получать минимум в 850 евро. На пенсию в Германии выходят в 67 лет.
Кристиан Херт рассказывает, что, по последним исследованиям, чем старше становятся немцы, тем больше они довольны своей жизнью.
— Мы видим, что 55,7% людей в возрасте от 40 до 54 лет в 2008 году были весьма довольны своей жизнью, в возрасте 54−69 — уже 60%, а в 70−85 лет — 62,2%.
В 1995 году в стране ввели обязательное страхование на случай возникновения необходимости в постоянном уходе.
Социальный кодекс Германии предписывает страхование на случай ухода за пожилыми людьми. Ежемесячно немцы в Северном Рейне — Вестфалии платят со своей зарплаты за такую страховку. Сумма страховки делится по 50% между работающим и работодателем, при этом человек, у которого нет детей, платит чуть больше. Например, если зарплата 1000 евро, то работающий с детьми платит из нее 2,55% (25,5 евро), без детей — 2,8% (28 евро).
75% населения оформляют страховку в государственных компаниях, 25% — у частных.
— Такое страхование появилось в 1995 году, то есть относительно недавно. Оно на 100 лет моложе, чем страхование безработицы в Германии, и еще на более продолжительный период, чем обязательное медицинское страхование. Этот пример показывает, сколько понадобилось времени, чтобы в сознании людей произошли такие перемены, — говорит Кристиан Херт.
Какие положены выплаты, если пожилому человеку нужен уход
Если немцу в пожилом возрасте понадобится уход, то затраты распределяются между страховыми фондами. Например, медицинским, пенсионно-реабилитационным, который так и называется — «по уходу». Однако по всем сферам поддержки есть определенные финансовые лимиты. Например, если пожилому человеку нужно адаптировать под свои потребности жилье и есть рекомендации на это от врача или другой службы ухода, страховая на это может выделить до пяти тысяч евро. Например, переделать ванную, чтобы можно было туда заезжать на инвалидной коляске и принимать душ, поменять унитаз в туалете.
— Весь алгоритм действий похож на обращение в страховую компанию после автомобильной аварии. Медицинская служба определяет степень ваших потребностей в уходе, — объясняет Кристиан Херт.
Таких степеней пять. Например, если у человека вторая степень ухода и он живет дома (а в Германии стараются создать такие условия, чтобы люди все-таки преимущественно жили дома), и за пожилым ухаживает его дочь, то она получает каждый месяц 316 евро. Если у родственника пятая степень ухода, то 901 евро. Правда, с пятой степенью люди чаще находятся в домах для престарелых или клиниках.
Вторая степень ухода дает право на помощь в 689 евро в месяц. Если это пятая степень, то сумма возрастает до 1995 евро ежемесячно. Помимо денег, человек имеет право на то, чтобы по назначению медиков и необходимости к нему приезжала специальная служба по уходу и, например, мыла ему голову.
Также на социализацию независимо от степени ухода выделяют по 125 евро в месяц. Например, на эту сумму пожилого человека могут свозить куда-то провести время. Например, в кафе для людей с деменцией.
Если человек постоянно живет в каком-то учреждении, то страховая ежемесячно перечисляет туда от 125 до 2005 евро в зависимости от степени ухода.
В Германии 82 млн жителей, 2,9 млн признаны нуждающимися в уходе. Из них 2 млн 80 тысяч живут дома и около 800 тысяч — в специальных учреждениях. При этом в Германии около 1,4 млн людей с деменцией.
В амбулаторных службах, которые занимаются уходом за пожилыми, в Германии занято около 1 млн человек.
Всего в стране примерно 14 тысяч стационарных учреждений для пожилых. К ним относятся, например, центры дневного пребывания и дома с различными формами проживания и возможностями, где в том числе могут жить и пожилые.
— Само понимание того, какими должны быть дома, где в том числе живут пожилые люди, в Германии также претерпело изменения. Раньше мы думали, что это должно быть отдельно стоящее здание за городом. Сейчас новые дома представляют собой жилой массив с отдельными квартирами, совместным и сопровождаемым проживанием. Это часть квартальной застройки в городе. Люди совместно снимают какое-то жилье и пишут заявление в страховую компанию о предоставлении им помощи по уходу. Такое проживание приобретает все большую популярность, потому что это напоминает жизнь в своей собственной квартире, — говорит Кристиан Херт.
Как выглядит деревня, где живут пожилые и люди с инвалидностью
Недалеко от немецкого города Дортмунд находится Флидмер-Деревня. Это модель-проект интегративной деревни фонда имени Теодора Флидмера, где живут люди с инвалидностью, пожилые люди и их родные, работающие в этой деревне, молодые люди, оставшиеся в силу обстоятельств без семьи. Здесь все живут в едином сообществе, однако в отдельном доме или комнате. Принцип уважения к личному пространству человека максимально сохранен.
Сейчас в деревне живут около 600 человек. Из них около 200 с инвалидностью, много пожилых людей, около 200 сотрудников деревни.
Визуально все действительно выглядит как деревня: компактные домики, благоустроенные улочки, центральная площадь со спортивными тренажерами, кафе, магазин, парикмахерская, церковь, сенсорный сад, где жители могут не просто отдохнуть, но и, например, с помощью специальных тренажеров развить моторику.
В деревне все вместе празднуют Рождество и Пасху, проводят ярмарки. То есть жизнь здесь мало чем отличается от привычной жизни дома.
Чтобы попасть сюда, родные пожилого человека или он сам связываются с социальной службой. За проживание они платят не более 125 евро в месяц, остальное покрывает страховая компания.
Представители деревни рассказывают, что в последние годы в Германии остро чувствуется нехватка кадров в сфере ухода. Чтобы работать по такой специальности, люди учатся три года. Затем приходят на работу, и, по сути, у них нет никакого карьерного роста. При этом работа считается непривилегированной и низкооплачиваемой.
Многие выбирают Флидмер-Деревню для проживания, потому что это место за городом, есть лес и поля. При этом человек живет в сообществе.
По статистике, в Германии 5,4% людей в возрасте от 70 до 75 лет нуждаются в уходе, среди тех, кто старше 80 лет, — уже 34%. При этом 33,5% людей в возрасте 65 лет и старше живут одни.
По прогнозам, в 2050 году в стране в уходе будут нуждаться 4,5 млн пожилых людей.
Скамейка на территории деревни. Травку посадили специально, чтобы люди могли ее трогать.