«Когда сердце знает, как любить». Путь Людмилы Гутько и судьбы матерей, нашедших свой «Остров надежды».
В начале марта мы традиционно поздравляем женщин, восхищаясь их нежностью и красотой. Но за этими праздничными открытками часто остается невидимым другой аспект женской сути: сила, стойкость, умение не сдаваться в ситуациях, кажущихся безвыходными. Сегодня я, журналист и просто девушка, хочу подарить вам трогательную, но полную света и оптимизма историю о Людмиле Михайловне Гутько – директоре социального учреждения ОО «БелОИ» «Остров надежды». Она не только сумела создать в Минске уникальное адаптационно-оздоровительное учреждение для самых тяжелых детей-инвалидов, но и прожила тяжелый личный опыт, ставший основой для помощи десяткам матерей, отчаявшихся и уставших нести свой груз горя. Это история о том, как материнская любовь и вера могут превратить боль в источник огромной силы. История, в которой каждая мама, воспитывающая «особенного» ребенка, найдет отражение своих чувств – от страха до надежды.

«Великое сердце: как зарождалась любовь к ближнему»
Людмила Михайловна родилась в небольшой деревне Докшицкого района Витебской области. Ее отец был директором школы, а мама – глубоко верующим человеком, католичкой, которая прививала детям с ранних лет ценности сострадания и помощи ближним. Своим примером она учила Людмилу, ее братьев и сестер принимать гостей, делиться всем, что есть, радоваться возможности отдавать, а не просить.
– Нам, детям, не нравилось, когда приезжали родственники, – вспоминает Людмила Михайловна. – Ведь это значит делиться с ними игрушками, местом за столом. Но мама всегда говорила: «Хорошо, что это не мы просим. Это они к нам приехали, а мы можем дать и помочь».
Именно эти принципы милосердия стали первым кирпичиком в ее будущей судьбе – судьбе женщины, которая научилась дарить часть своего тепла тем, кому больно, страшно и непросто жить в мире здоровых людей.

«От отчаяния к принятию: как родилась материнская сила»
С детства Людмила хотела «лечить всех – от букашек до собак», а закончив школу, поступила в Полоцкое медучилище. Окончив фельдшерское отделение, по распределению попала в Минск, где много лет проработала на скорой помощи. Она обожала эту работу: выезжая на вызов, здесь и сейчас видела, как ее навыки приносят облегчение больным.
У нее была счастливая молодость: вышла замуж, первый сын родился здоровым. Но вторые роды, к несчастью, завершились тяжелой родовой травмой: у малыша диагностировали детский церебральный паралич, спастический тетрапарез – одну из самых тяжелых форм ДЦП. Он не мог самостоятельно ни сидеть, ни есть, ни даже поворачиваться с боку на бок.
– Когда у меня на свет появился мой Константин, с такими тяжелыми проблемами детского церебрального паралича, – вспоминает Людмила, – я была в растерянности. Ведь все казалось таким правильным: и семья хорошая, и беременность желанная. А тут вдруг – ноль на руках, полный тупик.

Шок усилили слова врача:
– Доктор прямо сказал: «Это кусок мяса. Пишите отказ. С таким ребенком ваш муж уйдет от вас, а вам придется всю жизнь страдать».
– В тот момент, – говорит Людмила, – у меня небо упало на землю. Все рушилось: и сама жизнь, и вера в счастливое будущее.
На краю отчаяния она поехала к маме. Разговор получился коротким, но для Людмилы решающим.
– Доченька, – тихо сказала мама, – никого не слушай. В мире ничего не бывает без Бога. Ребенок твой, ты его любишь – это главное. Господь даст тебе и силы, и мудрость все преодолеть.

Именно мать посоветовала Людмиле открывать Библию в тяжелые моменты и читать наугад любую главу.
– Пусть пока ты не понимаешь всего, но однажды тексты раскроются для тебя, – говорила мама. – А если устанешь, просто помолись. Ребенок наш, и мы все его любим. Молись и ищи, как жить дальше.
Слова мамы стали точкой отсчета. Сначала, как признается Людмила, она не была «пушистой и спокойной»: душа буквально разрывалась от обиды и отчаяния. Пять лет ушло на то, чтобы по-настоящему принять ситуацию. Но чем глубже она вникала, тем яснее понимала: живет не только ради себя, но и ради этого мальчика, который так зависел от ее заботы.
Сложный уход за ребенком с тетрапарезом стал для нее школой жизни. Людмиле пришлось учиться буквально «на ходу»: осваивать методики реабилитации, разбираться в тончайших жестах сына, выезжать за границу учиться у шведских и немецких специалистов, как правильно помогать тяжелым инвалидам, чтобы и они могли радоваться жизни.
Со временем она увидела, что ее опыт необходим другим матерям, которые еще пребывают в состоянии «шока и паники» после страшного диагноза врачей.

/
– Сначала я думала, что это только мой крест, – признается она. – Но оказалось, что мой опыт нужен сотням женщин, которые переживают шок и не знают, куда идти.
/
– То есть задача, как я понимала, была следующая: я должна расположить членов семьи, чтобы они любили моего сына. Чтобы относились к нему хорошо, без жалости и страха. А дальше договориться с мужем, как мы будем жить и работать дальше. Ведь если женщина сидит взаперти в квартире с больным ребенком, она выгорает, теряет жизненную энергию и раздражается. И ей уже не до улыбок, не до вкусных обедов. Поэтому важно, чтобы мама могла оставаться привлекательной и жизнерадостной, а для этого нужно не замыкаться в проблеме.

Так, сквозь боль, обиду, страх и постепенно обретаемую веру в собственные силы рождалась женщина, которая однажды станет опорой для десятков семей с «особенными» детьми. И хотя судьба дала ей тяжелое испытание, именно оно сформировало ту самую материнскую силу, без которой сегодня было бы невозможно помочь стольким людям.
«Зарождение центра: от одной бессонной ночи к большому делу»
Все началось с идеи, которая буквально «пришла как озарение». В 90-е годы в Минске практически не существовало мест, куда родители могли бы доверить своих «особенных» детей, особенно с тяжелыми психоневрологическими патологиями. Людмила, видя трагедии семей, где матерей бросали мужья, а сами женщины оставались один на один с катастрофой, решилась на отчаянный шаг. Она пошла в исполком просить помещение для дневного стационара.
– Мне говорили: «Это нонсенс! Где взять врачей? Кто за это возьмется? Откуда деньги?» – вспоминает Людмила. – Но я ответила: «Если не получится, я вернусь и скажу: “Я сдаюсь”». Мне никогда не пришлось этого сделать.

До этого судьбоносного решения Людмила долго проработала на скорой помощи и любила свое дело.
– Ты приезжаешь на вызов, видишь больного, помогаешь – и сразу результат. Человеку лучше, он благодарен, ты счастлив, – говорит она.
Однако после появления в семье тяжелобольного сына и сложностей с чередованием смен с мужем, который тоже трудился на скорой, Людмиле пришлось перейти на дневную работу. Она попробовала себя в наркологии, но столкнулась с «рутиной бесконечного возвращения пациентов к зависимости».
– Никакой ремиссии, проблемы тянутся кругом без конца. Мне хотелось видеть хоть какой-то прогресс. А его не было.
И тут, по ее словам, «достаточно было одной бессонной ночи, чтобы идея о центре для тяжелых инвалидов вспыхнула, как искра». Она начала вынашивать ее, словно ребенка, находить аргументы, ресурсы, поддержку.

– Когда все вокруг повторяли, что это невыполнимо, я чувствовала: у меня получается дышать этой идеей. И хотя многие считали работу с такими детьми крайне тяжелой, я, словно рыба в воде, понимала ее суть и не уставала от каждого нового дня.
Поддержку оказали шведская церковь, белорусские предприниматели и волонтеры. Учредителем «Острова надежды» стала ОО «Белорусское общество инвалидов», которая поверила в проект и помогла ему обрести реальную форму. Людмила Михайловна с особой теплотой благодарит БелОИ за то, что в тот момент руководство откликнулось на ее идею и предоставило необходимые ресурсы. Организация и сейчас принимает активное участие в судьбе учреждения. Власть, в свою очередь, выделила здание в Минске по адресу: улица Данилы Сердича, 9. Так, 19 августа 1996 года официально открылся «Остров надежды» – адаптационно-оздоровительное учреждение, где начали собираться дети-инвалиды с тяжелыми формами ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и другими патологиями.
Именно тогда Людмила Михайловна поняла, что нашла свое истинное призвание:
– Самое главное, что я видела: есть реальный результат, и он понятен мне до самых тонких деталей. Да, работа непростая, но она не в тягость, потому что я чувствую, что делаю нужное дело.

«Остров надежды: место, где каждая душа важна»
Сейчас «Остров надежды» – настоящая гавань для десятков семей. Дети находятся в центре с 7:30 до 17:30. Этот режим дает родителям возможность работать и не замыкаться в четырех стенах со своей бедой. А главное, в «Острове» их ребятишки получают не только уход, но и развивающие занятия. Здесь действуют кружки по интересам: музыка, лепка и обжиг глины, гобелен, швейное дело, бисероплетение, вязание, лозоплетение… Каждому стараются найти то, что увлечет и успокоит.
– Для нас важно занять руки, потому что это успокаивает ум и снимает агрессию, – объясняет Людмила. – У многих детей нарушена речь, им трудно выразить себя. Поэтому творчество для них – канал общения с миром.

В учреждении есть сенсорная комната с мягким светом, музыкой, шумом прибоя или пением птиц, где можно снять тревожность и напряжение. Есть зал ЛФК (лечебной физкультуры), позволяющий постепенно укреплять мышцы и улучшать координацию. Родители отмечают, что дети приходят домой спокойнее, уравновешеннее, часто улыбаются и ощущают себя частью коллектива, а не изгоями.
Каждый год воспитанники «Острова» выезжают на Минское море. И это не просто «прогулка на природу». Для ребят это долгожданное событие. На берегу мангал, запах жареных сосисок, летнее солнце и теплая вода, позволяющая расслабить мышцы и отпустить страхи.
– Особенно вода действует на агрессивных детей, – говорит Людмила Михайловна. – Погружаясь в стихию, они чувствуют легкость, становятся спокойнее и доброжелательнее.
Людмила с теплотой отмечает, что современная молодежь уже иначе реагирует на людей с особенностями развития: «Раньше от нас шарахались, а теперь подходят, знакомятся и помогают».

«Сердце, спасающее чужие судьбы: как личная боль рождает новые пути для матерей»
Вся магия «Острова надежды» во многом держится на личном опыте и глубоком понимании, которые привнесла его директор Людмила Михайловна. Она сама прошла через горечь утраты и страх остаться без поддержки мужа, поэтому словно без слов читает по лицам матерей, на каком этапе принятия диагноза они сейчас находятся. И видит то, что порой не в силах разглядеть даже самые опытные специалисты.
- Шок и паника: «Почему это со мной случилось?»
- Отрицание: «Может, врачи ошиблись…»
- Поиск информации: «Что делать, куда обращаться?»
- Принятие: «Да, это моя жизнь, и я буду бороться».
Я была поражена, с каким теплом и душевной близостью Людмила рассказывает о своих подопечных и их семьях. Каждая история звучит так, будто она касается не «чужих людей», а самых родных и близких. Мне показалось, что ее искренность – это ключ, которым она открывает сердца родителей, потерявших веру в себя.
– Если ты мать и у тебя ребенок-инвалид, ты должна не просить от общества сочувствия или привилегий, – говорит Людмила. – Нужно понять, что жизнь меняется, и с этим надо научиться жить. Но сначала нужна поддержка близких, нужно знать, что ты не одинока.

Она вспоминает случай с Натальей, которая в 1997 году пришла в центр буквально на грани отчаяния.
– Ее муж ушел из жизни, – рассказывала Людмила, – остались двое детей: один здоровый, второй с инвалидностью. Нет работы, одна пенсия дочери. И она не знала, как ей жить дальше.
Людмила сразу спросила: «А что вы умеете делать?». Оказалось, у Натальи были документы повара. И тут же нашлось решение: в «Острове» как раз открывали двухразовое питание для воспитанников. С тех пор Наталья вот уже 26 лет готовит на кухне центра. Она до сих пор с теплотой говорит о том, что ее спасли.
– Не знаю, куда бы я тогда пошла и чем бы закончилась моя история, – признается она.
Не меньшего участия потребовала другая семья, где мужчина категорически отказывался заводить второго ребенка: «Один больной уже есть, зачем рисковать?». Людмила пригласила его на беседу, похвалила жену: «Какая у вас замечательная женщина! Добрая, умелая, сострадательная!». А затем спросила: «Неужели вы не хотите подарить ей радость материнства еще раз? Разве в этой жизни все может только повторяться по худшему сценарию? Вы же не считаете себя людьми «неполноценными» из-за одного ди-
агноза вашего ребенка?». Мужчина вдруг расправил плечи. Спустя время у них родилась здоровая девочка.
Людмила Михайловна не скрывает: в обществе по-прежнему встречаются стереотипы. Иногда врачи в поликлиниках, узнав, что один ребенок – инвалид, с порога предупреждают беременную мать: «У вас отягощенный анамнез, смотрите, и второй может родиться больным». В школах тоже могут коситься на «мальчика из той семьи, где инвалид». Будто это заразно. К счастью, подобные случаи встречаются все реже. Сама Людмила видит колоссальные перемены:
– Раньше, когда мы только открылись в 1996 году, люди шарахались в сторону, едва завидев наших воспитанников в сквере. Теперь этого нет.

Она подмечает, что за годы работы видела сотни женщин, которые сначала боялись выйти с особым ребенком из дома, а теперь свободно посещают театры и выставки. Но есть и те, кто так и не «отпустил» обиду на мир. У них обостренное чувство несправедливости. Ведь кто-то счастлив и здоров, а они постоянно борются. Людмила старается помочь всем, но мягко дает понять:
– С обидой жить нельзя. Если не переведешь дыхание и не примешь новую реальность, не сможешь ни себе помочь, ни ребенку.
Из 18% полных семей, чьи дети ходят в «Остров надежды», лишь в немногих отцы продолжают активно участвовать в жизни ребенка. Есть двое удивительных пап, о которых Людмила рассказывает с особой гордостью.
– Один из них ездит с дочкой на Минское море, всегда помогает, не стесняется, – улыбается она. –
Другой папа постоянно интересуется успехами сына, предлагает свою помощь на занятиях. Я хочу, чтобы таких было больше.
В заключение Людмила Михайловна уверенно говорит о том, что сказала бы маме, только что узнавшей о диагнозе ребенка:
– От жизни нельзя отказываться. Ребенок пришел в этот мир, и ему нужна поддержка. Вначале, конечно, будет шок. Но родственники должны помочь пережить этот период, дать почувствовать, что мама не одна. А дальше она найдет в себе силы, если рядом будут люди, которые расскажут, как жить с новым опытом, а не закрываться от него.

Слушая ее, я ловлю себя на мысли, что Людмила Михайловна – не просто директор центра. Она теплый и очень чуткий человек, у которого сердце болит за каждого. Именно эта отзывчивость и потрясающее ощущение «своих» в любом человеке помогают ей снова и снова вселять надежду в мам, которым казалось, что у них нет будущего.
«Духовная сила и маленькие секреты восстановления»
Удивительно, как такая хрупкая женщина умудряется не терять оптимизма и сохранять столько нежности в сердце. Людмила улыбается, когда говорит о своем распорядке дня и о том, что помогает ей восстанавливаться:
– Очень важно правильно отдыхать. Если постоянно думать только о проблемах и не давать себе пауз, можно быстро выгореть. Я стараюсь активно проводить выходные: езжу на велосипеде, обожаю плавать, выбираюсь в парк. Дома у меня почти каждый вечер звучит классика – Моцарт, Бетховен, Бах. Это помогает мне отключиться от суеты и «перезагрузить» мысли.

Не менее сильно поддерживает ее семья. Старший сын Руслан с детства был хорошим помощником. Когда Людмиле приходилось ночью подрабатывать медработником на заводе или задерживаться на основной работе, он без лишних слов заботился о младшем брате Константине, пек ему блины, кормил и помогал, чем мог. Несмотря на то, что, как признается Людмила, она боялась не уделять Руслану достаточно внимания, он вырос самостоятельным и ответственным парнем. Сначала он получил техническое образование, а потом психологическое. Когда в «Острове надежды» потребовался специалист, он пришел туда работать и, по словам матери, справлялся даже лучше нее, потому что с особой глубиной понимал тонкости общения с «особенными» людьми.
Теперь у Руслана своя семья, а у Людмилы уже двое внуков. Старший внук, выпускник физико-математического факультета БГУ, давно стал самостоятельным. Младшая внучка с разницей в возрасте с братом в 11 лет. Сейчас учится в шестом классе. Людмила с радостью и благодарностью к Богу говорит о том, что и сын, и невестка всегда ее поддерживали:
– Когда нужно было уехать по делам центра, невестка спокойно брала на себя заботу о Косте. Если нужно было покормить, она и это делала. Я не могу сказать, что кто-то меня не понимал или игнорировал мои нужды. Слава Богу, в моей семье царило взаимопонимание.
Такой же настрой – не замыкаться на трудностях – Людмила пронесла во всем: она много читала и продолжает читать, обращается к религии и всегда стремится поделиться теплом с окружающими. А еще она убеждена, что отдых не должен сводиться к лежанию на диване:
– Если у меня выходной, я не строю жестких планов. Могу прокатиться на велосипеде, выехать с подругами-однокурсницами за город. А еще обожаю общаться с внуками. Это лучшее восполнение сил.
Наверное, именно такой активный подход к жизни, любовь к музыке и желание быть рядом с семьей и близкими помогают ей сохранять баланс между огромной ответственностью на работе и простыми радостями повседневности.
«Финальное слово: о силе, что рождается в любви»
Людмила Михайловна сумела превратить боль в источник энергии, помогающей другим семьям. Она сочетает в себе сострадание, высокую ответственность и веру в Бога, которая помогает не падать духом и видеть в каждом ребенке человека со своим уникальным потенциалом.
В Международный женский день мы обычно вспоминаем прекрасные платья, букеты цветов и теплые улыбки. Но за всем этим, возможно, стоит вспомнить и таких женщин, как Людмила Михайловна Гутько, которые ежедневно доказывают: нет ничего сильнее любящего материнского сердца. Оно способно вытащить ребенка и вместе с ним себя из любой бездны отчаяния. Оно способно объединить вокруг себя десятки сломленных душ и дать им пространство для роста и надежды.
– Дорогие женщины! – добавляет Людмила Михайловна. – От всей души поздравляю вас с 8 Марта. Пусть в ваших сердцах всегда живут любовь и вера. Даже если у вас на пути появляются препятствия, помните: вы сильнее, чем вам кажется. Поддерживайте друг друга, берегите себя и своих близких. И тогда никакие трудности не смогут сломить ваше женское счастье.
От себя хочу добавить: если вы мама, которая только что услышала трудный диагноз, не оставайтесь наедине со своей болью. Возможно, ваш личный «Остров надежды» ближе, чем кажется. И, как говорит Людмила, «Бог не дает испытаний без сил их преодолеть». Проверено сотнями женских судеб, которые сегодня улыбаются, глядя в глаза своим детям.
Анастасия Прокопенко
Фото автора