Как мы невольно оскорбляем людей, которые живут с нами рядом.
В наше время выросла важность умения общаться с представителями разных социальных групп, по отношению к которым еще нередко используются некорректные и даже оскорбительные определения.
Какие расхожие слова лучше вычеркнуть из своего словарного запаса и как говорить правильно, мы спросили у экспертов.
«Аутист»
— Аутисты, дети-аутисты — так говорили раньше. Есть мировая тенденция, тон которой задает ООН. Прежде всего следует обратить внимание на личность, социальный статус. Например, сказать «человек, ребенок, малыш, ученик, рабочий» и потом добавить к этому «с аутизмом», — советует директор международной благотворительной организации «Дети.Аутизм.Родители» Татьяна Яковлева.
«ВИЧ-инфицированный»
— Такое определение указывает на то, что человек инфицирован вирусом иммунодефицита человека, и носит негативный оттенок из-за того, что во главу ставится диагноз, а не сам человек, — объясняет председатель Координационного комитета Ассоциации «БелСеть антиСПИД» Олег Еремин. — Принято говорить «человек, живущий с ВИЧ» или «ВИЧ-положительный человек». В этом случае речь идет уже не только о диагнозе, а о человеке, у которого есть такой диагноз.
«Даун»
— На постсоветском пространстве слово «даун» подразумевает умственные отклонения. Это не очень правильная формулировка, потому что нельзя говорить, что у всех людей с синдромом Дауна есть какие-то отклонения, — объясняет координатор проекта «Рэспубліка Сонейка» Дмитрий Володько. – Еще в обществе есть заблуждение, что это болезнь. Но родители таких детей с этим не согласны, потому что большинство болезней можно вылечить. Кроме того, Даун — это фамилия врача, который выявил особенности, которые потом назвали синдромом Дауна. Корректный вариант — люди с синдромом Дауна.
«Душевнобольной»
— Сразу возникает вопрос, что такое душа и кто может определить, что она больна? Точно также не стоит употреблять слово «псих» — это оскорбительно и уничижительно. Сегодня принято говорить о психосоциальных нарушениях у человека. Это не сама по себе болезнь, а явление как взаимодействие качеств человека с окружающей средой, которое порождает нарушения. Ведь, по большому счету, вне общества эти люди жили бы и никто бы не понял, что что-то не так, — отмечает руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.
«Инвалид»
— За время использования слово «инвалид» приобрело много негативных ассоциаций. Кроме того, оно обезличивает человека, указывая только на набор ограничений у него. Правильно говорить человек с инвалидностью, — объясняет руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.
«Наркоман»
— Слово наркоман несет в себе негатив, привязанный к диагнозу. Наркомания является не болезнью, а социальным явлением. Более корректное и рекомендуемое международными агентствами определение — «люди, употребляющие наркотики», − говорит Олег Еремин.
«Нелегал или нелегальный мигрант»
— Нелегал — слово, которое часто используют бездумно и называют так людей, которые как-то нарушили правила въезда в страну или пребывания в ней. Это как минимум неправильно и некорректно. Пока вина человека в том, что он что-то нарушил, не доказана — ни СМИ, ни правоохранительные органы не могут называть его виновным в правонарушении, — отмечает правозащитница Human constanta Яна Гончарова. — Кроме того, человек сам по себе не может быть нелегальным. Таковыми могут считаться только его действия, к примеру, незаконное пересечение границы. Мигрант не может быть нелегальным, он может быть, например, незадокументированным.
«Человек нетрадиционной сексуальной ориентации»
— Здесь используется эвфемизм, когда люди хотят применить корректный термин и думают, что это нейтральное, никого не обижающее выражение. Но так говорить неправильно. Ведь любая сексуальная ориентация настолько же традиционна, как и все остальные. Нельзя сказать, что гомосексуальность была изобретена недавно, а гетеросексуальность существовала давно. Скорей мы можем говорить о том, что само слово не так давно ввели в обиход. Но как понятие сексуальные отношения между людьми одного пола существовали всегда – это доказывают исторические исследования, — говорит координатор правозащитной инициативы «Идентичность и право» Наталья Маньковская. — Большинство людей гетеросексуальны, меньше – бисексуальны и гомосексуальны. Слова «гомосексуал» и «бисексуал» не являются ругательствами. Наоборот, они такие же равноправные, как и «гетеросексуал», и именно их стоит употреблять, когда речь идет о не гетеросексуальных людях.
«Человек с ограниченными возможностями»
— Не бывает людей с неограниченными возможностями. Разделять людей на тех, кто может больше, и тех, кто может меньше, и указывать на ограниченность возможностей нет никакого смысла. Социологически это порождает стигму и легитимизирует создание ограничений в возможностях, — говорит Сергей Дроздовский.
Больше советов
о том, как избегать стереотипов и языка вражды есть в «Медиарешебнике», подготовленном Минским международным образовательным центром им.Й.Рау и экспертами общественных организаций и инициативных групп.
#stophateby