Каждый визит в офис для минчанки Ксении Барковской – настоящий праздник. Из-за рассеянного склероза специалист по работе с клиентами «Гипермаркета услуг 124» не может постоянно ездить на другой конец города, поэтому обычно выполняет свои обязанности дистанционно. Найти работу девушке было нелегко: к сожалению, наниматели не спешат брать к себе людей с инвалидностью. Во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию Президент в очередной раз заострил внимание на этой проблеме.
Ксения мечтает приходить на работу в офис каждый день.
Диагноз «рассеянный склероз» Ксении поставили в 22 года, хотя «звоночки» были и до этого: головные боли, нарушения зрения и невесть откуда взявшаяся хромота. В тот момент казалось, что жизнь оборвалась:
– Долгие месяцы я жила в больницах, надеясь на исцеление, хотя прекрасно знала, что оно не наступит: лекарства от моей болезни, увы, не существует. Когда выписалась, пошла на курсы лифтера, но поработать не удалось: оказалось, что с моим диагнозом ночные дежурства противопоказаны. А так хотелось стать полезной, зарабатывать, помогать мужу содержать семью.
Целый год Ксения оставалась без работы, пока однажды руководитель кол-центра «Гипермаркета услуг 124» Наталья Шудейко не предложила ей вакансию:
– Если передо мной стоит задача найти нового работника, вначале отсматриваю резюме людей с инвалидностью. Такова установка директора Игоря Стриги, который сам столкнулся с проблемой поиска работы, когда оказался в коляске.
Нанимателям нужно быть готовыми к тому, что у таких соискателей зачастую нет ни опыта работы, ни навыков общения, их многому приходится учить, предупреждает Наталья:
– На время обучения государство частично компенсирует затраты по зарплате, а также делает отчисления в фонд социальной защиты населения и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Это прописано в Положении о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров.
Адаптация обычно длится от 6 до 12 месяцев. Например, Ксении, которая трудится в виртуальном гипермаркете с ноября, понадобится еще примерно полгода, чтобы полностью влиться в работу. Она уже освоила Excel, чтобы составлять отчеты о работе операторов кол-центра после прослушивания и анализа бесед, а сейчас изучает более сложные программы.
Почти 70 процентов сотрудников компании – с инвалидностью. Диагнозы у всех разные: миопатия, ДЦП, сахарный диабет. Как, впрочем, и должности: кто-то трудится курьером, а кто-то – специалистом по работе с клиентами. Многие, отучившись и набравшись опыта, уходят на повышение. Например, «Мисс мира на коляске – 2017» Александре Чичиковой предложили руководящую должность в другой фирме.
Григорий Янкович уже полтора года занимается здесь подбором и обучением персонала. После перенесенного инфаркта инженер-металлург с 20-летним стажем не смог пройти медкомиссию. Пришлось искать альтернативные варианты, – знакомит Григорий со своей историей:
– Обзванивал знакомых, спрашивал о вакансиях, но везде получал один ответ: если бы не инфаркт… Когда понял, что зашел в тупик, решил оформить инвалидность, получил II группу. Потом зарегистрировался в районном центре занятости, где и узнал о вакансии. За то время, что работаю тут, понял: сидеть в четырех стенах гораздо сложнее, чем ходить в офис.
Григорий соглашается, что в трудоустройстве людей с инвалидностью есть определенные сложности, и рад, что об этой проблеме знают на самом высоком уровне:
– С одной стороны, работодатели не хотят принимать человека, которому нужны особые условия труда. А с другой – зачастую сами соискатели оказываются не готовы к выполнению серьезных поручений, графику, дедлайну. Порой нам с Натальей приходится буквально уговаривать ребят пройти обучающий дистанционный курс, после которого можно претендовать на должность оператора кол-центра. Иногда по несколько часов тратим только на то, чтобы научить их логиниться в почте. Зато как приятно видеть, что уже спустя несколько месяцев специалисты-новички дают фору опытным сотрудникам.
В компании на Ксению возлагают большие надежды. У самой девушки тоже далеко идущие планы, правда, она не уверена, сможет ли их реализовать:
– Когда думаю о будущем, становится страшно. Вспоминая себя пять лет назад, понимаю, что могла намного больше, чем сейчас: быстрее восстанавливалась, чувствовала практически моментальный эффект от таблеток. Сейчас такого нет. О выздоровлении даже не мечтаю. Хочу лишь одного – продержаться в нынешнем состоянии как можно дольше: выполнять любимую работу и быть полезной семье и обществу, ведь когда я при деле, меньше думаю о недуге.
СПРАВКА «ЗН»
Чаще всего людей с инвалидностью во время трудовой адаптации направляют в государственные компании, на предприятия при общественных объединениях инвалидов, в территориальные центры социального обслуживания населения. «Гипермаркет услуг 124» – одна из немногих частных компаний в стране, которая подключилась к этой работе.
В ТЕМУ
В 2012 году Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам запустила проект «Доступная работа». За семь лет специалисты помогли подобрать подходящую вакансию и адаптироваться на новом рабочем месте более 60 соискателям с инвалидностью. Раньше проект работал только в Минске, но сейчас вышел на новый этап: чтобы подготовить специалистов по сопровождаемому трудоустройству, два минских ассистента будут проводить тренинги и семинары, а также курировать рабочие группы в других городах.