О мнимой заботе о родных людях. Недавно Комитет госконтроля Гродненской области провел интересный мониторинг. В двух районах области — Берестовицком и Волковысском —– решили присмотреться к тем, кто получает от государства пособия по уходу за инвалидами первой группы либо стариками, достигшими 80 лет. Открылась печальная картина: многие из опекунов вовсе не считают зазорным наживаться на немощности своих родственников. Например, в 37 случаях было установлено, что получатели пособий вместо того, чтобы ухаживать за больными подопечными, жили и работали за границей. Только в этих случаях выплаты из бюджета за два прошедших года составили 174 тысячи рублей.
Вот, например, гражданин, вместо того, чтобы присматривать за 91–летней матерью, нуждающейся в постоянном уходе, ездил за границу как на работу. Ежегодно — до полутора сотен поездок. Еще один опекун при своем больном брате, хотя и выезжал из страны реже — около 30 раз в год, — мог провести за границей по месяцу и дольше. Понятно, что ни о какой полноценной заботе речь здесь идти не может. О стариках и инвалидах просто забыли после того, как оформили все документы, дающие право на получение денег, трудового стажа и освобождение от финансирования госрасходов.
Вплоть до проведенной контролерами проверки социальные службы обоих районов продолжали исправно начислять положенные опекунам выплаты, не удостоверившись в том, что те ответственно относятся к своим обязанностям. Когда вскрылись вопиющие факты нарушений, звучали разные оправдания. Мол, во время плановых обходов никто из подопечных не пожаловался на то, что не получает помощи. Понятное дело: опекунами чаще всего оформляют детей либо внуков. Никто не будет доставлять неприятности тем, кого нянчил с пеленок. Еще один аргумент: база данных погранкомитета пока что закрыта для запросов от органов социальной опеки. А как же телефон получателя пособия, который постоянно находится вне зоны доступа? Он должен был насторожить проверяющих. Не насторожил…
На мой взгляд, намного честнее на все вопросы проверяющих ответили бы чистота в доме и полный холодильник. Сложно поверить, что у нуждающегося в постоянном уходе инвалида I группы, брат–опекун которого месяцами не бывает дома, с этим все в порядке.
Начальник управления бюджетно–контрольной сферы и государственных органов Гродненского КГК Татьяна Слабыш считает, что местные власти порой не желают видеть очевидные вещи: «Местные исполнительные и распорядительные органы самоустранились от проведения какого–либо контроля. Как результат — недобропорядочные граждане получили возможность использовать бюджетные деньги, чтобы не работать и не участвовать в финансировании государственных расходов. И все это происходит за счет самых уязвимых категорий населения: стариков и инвалидов».
Каждый крутится как может. Примерно так мы привыкли оправдывать тех, кто готов к любым формам заработка. Заметьте: никто так не скажет про профессионала, знатока своего дела, отдающего все силы на рабочем месте. Он вроде как просто ходит на работу. Зато, если ты нашел способ получения денег в обход государственной казны, — ты уже «крутишься». Рассуждая так, некоторые оправдывают все что угодно, даже алчность там, где принято проявлять милосердие и бескорыстие. А страдают в итоге люди, и не чужие — родные…