15 октября, 2024

Тел: +375 17 323 08 79 - приемная | E-Mail: oo.beloi@yandex.by | Адрес: 220012, г.Минск, ул.Калинина, 7

Сергей Дроздовский – С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе

Сергей Дроздовский - С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школеО том, почему важно следовать этикету инвалидности и чем вредна формулировка «человек с ограниченными возможностями» корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с директором Офиса по правам людей с инвалидностью Сергеем Дроздовским.

– Развитие безбарьерной среды привело к тому, что люди с различными видами инвалидности стали участвовать в жизни общества гораздо активнее. Достаточно ли у нас знаний об особенностях такого общения?

– Определенно недостаточно. К сожалению, в отношении инвалидности существует много стереотипов, которые носят архаичный, иногда откровенно вредный характер. Конечно, от них надо избавляться, заменяя на более прогрессивные, современные подходы. Быть корректным по отношению к людям с инвалидностью, не допускать бестактности не составляет особого труда. Информация на эту тему общедоступна, другой вопрос, что далеко не каждый заинтересован в ее получении. В итоге несовершенство общения ложится на людей с инвалидностью нелегким бременем.

Сергей Дроздовский - С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе
Сергей Дроздовский – С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе

– Информации в Интернете действительно много, но порой рекомендации противоречат друг другу…

– Лучше пользоваться проверенными источниками. Еще в 1980-е годы в США был разработан набор рекомендаций, получивший название «Этикет инвалидности». Его издали отдельной брошюрой, которая оказалась очень востребованной и многократно переиздавалась. Во время поездок в США я постоянно вижу ее на столах сотрудников компаний, банков, судов, общественных организаций – это в прямом смысле слова их настольная книга. Подобные сборники рекомендаций изданы и в странах Евросоюза. Шесть лет назад «Этикет инвалидности» увидел свет в Беларуси. Экземпляры безвозмездно передали в госструктуры, учреждения образования, общественные объединения. Кроме того, на сайте нашей организации издание доступно для бесплатного скачивания в электронном формате.

Сергей Дроздовский - С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе
Сергей Дроздовский – С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе

– На ваш взгляд, что могло бы стимулировать широкие массы более активно осваивать этикет инвалидности?

– Прежде всего, его основные постулаты должны переводиться в нормативную плоскость. И начало уже положено. Их учли в Информационной стратегии Республики Беларусь по полноправному включению (инклюзии) людей с инвалидностью в общество, Методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты о доступности объектов и услуг, других документах.

Сегодня мы работаем с несколькими государственными и частными компаниями, которые нацелены свои внутренние правила дополнить рекомендациями этикета инвалидности. Проводим лекции, обучающие семинары. Хотелось бы, чтобы таких примеров было больше. Сотрудникам учреждений разных форм собственности нужно проявлять больше инициативы.

Очень важно начинать разговор об отношении к инвалидности пораньше, в юном возрасте. Приглашать в школу на те же классные часы людей с инвалидностью, чтобы они развенчивали существующие стереотипы, снимали барьеры в отношении людей с инвалидностью, рассказывали об особенностях коммуникации. В общественных объединениях достаточно энтузиастов, готовых включиться в это дело. От одного педагога я услышал мнение, что детей надо ограждать от информации об инвалидности, якобы она может травмировать их психику. Очень странный аргумент. Понятно, что излишне углубляться в эту тему в беседе со школьниками никто не будет. Рассказано будет только то, что им действительно нужно знать.

И, наконец, лучше всего этикет инвалидности осваивать в процессе живого общения. Ни в коем случае не отвергать такой опыт под предлогом отсутствия знаний. Лучше допустить ошибку и исправить ее, не совершая подобной в дальнейшем.

Сергей Дроздовский - С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе
Сергей Дроздовский – С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе

– Давайте проведем небольшой ликбез прямо сейчас. Прежде всего определимся с терминологией: каких слов этикет инвалидности рекомендует избегать?

– Однозначно формулировки «инвалид» – в ней проявляется стигма, ярлык. Равно как и термина «человек с ограниченными возможностями» – он формирует неправильное восприятие инвалидности. Складывается образ человека, не способного не только передвигаться как все, но и наравне с другими думать, общаться, принимать решения. У меня как-то спросили: раз у тебя возможности ограничены, так ты и голосовать не можешь?.. Звучит абсурдно, но ведь в данном контексте это правильная логика. 

Лучше всего говорить «человек с инвалидностью». Избегать формулировок «прикованный к коляске», «обреченный на неподвижность», «страдающий заболеванием»… Да, инвалидность – это барьер, который мешает жить. Но это не фактор страдания, а неотъемлемая часть личности. Опять же: что значит «прикованный к коляске»? Наоборот, она дает возможность передвигаться и участвовать в жизни общества.

«Слепой» – стоит использовать менее стигматические слова. Исторически сложилось так, что у него негативный контекст. Человека с полной потерей зрения нужно называть незрячим, частичной – слабовидящим. Похожая ситуация и с термином «глухой». Если потеря слуха частичная – употребляем слово «слабослышащий».

Сами люди с разными формами инвалидности называют себя очень по-разному. Это их право. В общении же публичном стоит избегать фраз и терминов, подспудно несущих негативный окрас.

Сергей Дроздовский - С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе
Сергей Дроздовский – С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе

– «Увидимся» – без задней мысли говоришь на прощание незрячему человеку и потом переживаешь: допустила бестактность…

– Едва ли эта формулировка способна серьезно обидеть человека. Глаголы «видеть, смотреть» очень прочно вошли в наш языковой обиход и не всегда связаны исключительно со зрением. Если вы заметили, что слово вызвало неприятие, всегда можно просто извиниться. И в дальнейшем вместо «увидимся» использовать «до встречи», вместо «смотри» – «обрати внимание»…

Но вы правы. Проявить бестактность по отношению к человеку с инвалидностью довольно легко даже не имея злого умысла. Надо быть внимательнее. Всегда помнить, что вне зависимости от физических ограничений перед вами прежде всего личность, которую нужно уважать.

Простой пример. Стоит очередь, в конце которой мужчина с видимой инвалидностью. В какой-то момент его замечает сердобольная женщина и на весь магазин требует: «Пропустите инвалида!..». И вроде хотела же как лучше, проявила участие…

– Что больше всего обижает людей, передвигающихся на инвалидной коляске?

– Пожалуй, когда проблемы с опорно-двигательным аппаратом почему-то автоматически приравнивают к ментальному нездоровью. Приходишь с сопровождающим тебя человеком в кафе – официант чаще всего начинает разговаривать именно с ним, как будто в коляске находится неодушевленный предмет. При этом ты не дал никаких оснований усомниться в своей умственной дееспособности.

Очень неприятно, когда пытаются дать деньги. Опять же, почему-то автоматически ставится знак равенства между передвижением на коляске и тяжелым финансовым положением. Это недопустимо.

Не нужно без необходимости трогать коляску – постукивать, теребить, дергать. Владелец воспринимает ее как неотъемлемую часть себя. Это все равно что наступать кому-то на ботинок. То же правило действует и в отношении трости, костыля.

Человеку в инвалидной коляске будет удобнее общаться, если собеседник присядет на его уровень. И еще – не надо воспринимать это средство передвижения как удобную тележку, просить владельца подержать пальто или вещи, раз уж он все равно сидит… А такие ситуации бывают.

Сергей Дроздовский - С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе
Сергей Дроздовский – С этикетом инвалидности надо знакомить уже в школе

– Что можно посоветовать при общении с неслышащими людьми? Имеющими другую форму инвалидности?

– Общаясь с глухим или слабослышащим человеком, можно использовать блокнот или гаджет. Ведь далеко не все читают по губам так легко, как мы это видим в фильмах о суперагентах. Повышать голос до крика не надо, это отражается на мимике, может создаться впечатление, что вы проявляете агрессию. Лучше всего, если общение будет проходить с помощью специально обученного человека. При этом надо смотреть на неслышащего, а не на сурдопереводчика, ведь вы разговариваете с ним. Разговор не должен строиться по принципу: «Скажи ему, что я хочу узнать…». Говорить о человеке в его присутствии в третьем лице неуважительно.  

В отношении человека с маленьким ростом не следует допускать покровительственных жестов, поглаживания по голове. С нарушениями речи – не прерывать и не заканчивать его высказывания, проявлять терпение. Отдельная категория – люди с проблемами психического здоровья. Недопустимо демонстрировать им неприятие, превосходство, а также создавать стрессовые ситуации, к которым они особо чувствительны.

– С детских лет каждый знает, что перевести бабушку с палочкой через дорогу – дело доброе и похвальное. Но всегда ли стремление помочь радует человека с инвалидностью?

– Не всегда. Прежде всего обязательно нужно спросить, нужна ли помощь? Возможно, для человека принципиально справиться с какой-то возникшей трудностью самостоятельно. Не нужно хвататься за коляску или трость со словами «давайте я помогу».

Если же ответ получен утвердительный, далее нужно уточнить, как именно лучше помочь. Распространенная ошибка, когда человека с тростью пытаются ухватить за руку, в которой он ее держит, тем самым лишая его опоры. Поддерживать нужно с другой стороны.

Прежде чем помочь человеку, который упал при опрокидывании инвалидной коляски, нужно получить точные инструкции. Пытаясь посадить назад мужчину даже среднего телосложения, можно нанести вред и его здоровью, и самому надорвать спину. У меня бывали случаи, когда помочь брались сразу несколько человек, пояснений не слушали, каждый тянул в свою сторону. Не самые приятные ощущения. Хотя побуждения у людей однозначно были самые добрые.

Сопровождая незрячего, нужно предложить ему свою руку, а не брать его. По пути предупреждать о препятствиях, возникающих как под ногами (ступени вверх или вниз, трещины в асфальте, бордюр), так и на уровне головы (ветки деревьев, висящие горшки с растениями, светильники). Причем советы надо давать конкретные, предостережение «осторожно!» ему ни о чем не скажет.

– Насколько корректно спросить о причинах, приведших к инвалидности? Людей это часто интересует…

– Задавать вопросы из серии «так что с тобой случилось, браток» через пять минут после знакомства однозначно не стоит. Многие воспринимают это как вторжение в личное пространство. Узнав человека ближе, поинтересоваться можно. Собеседник сам определит, в какой мере он готов это обсуждать.

Минск-Новости

Похожие посты

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к содержимому