Аутсайдер-арт: Национальный центр современных искусств выставляет работы людей с особенностями ментального развития.
Выставочный проект в НЦСИ собрал художников, коллекционеров, сотрудников психоневрологических интернатов и просто неравнодушных людей.
Два объединенных проекта, три выставочных зала: Национальный центр современных искусств открыл свою площадку для художников–аутсайдеров. Ар–брют — искусство маргиналов — давно привлекает внимание специалистов по всему миру: люди с особенностями ментального развития в творческом плане не менее интересны, чем профессиональные авторы. Недостаток технического мастерства наивные художники компенсируют особенным видением.
В НЦСИ сейчас можно увидеть два смежных, тесно взаимосвязанных проекта: первый — выставка «Звезды живут в каждом», на которой представлено творчество воспитанников художественной мастерской «Надежда» при минском психоневрологическом доме–интернате для престарелых и инвалидов № 2.
— Это выставка людей с психиатрическим опытом, — объясняет руководитель мастерской «Надежда» Татьяна Бируля. — Их уровень развития очень разный — от инвалидов с детства до тех, кто прожил сохранную жизнь, а потом под влиянием обстоятельств оказался в интернате. Среди них нет профессиональных художников, они находятся в рамках замкнутого пространства и инвалидности, но мы видим, что они способны создавать очень интересные вещи. За рубежом такие произведения покупаются очень хорошо, там уже давно существуют музеи ар–брют, мастерские для художников–аутсайдеров, работающие вне спецучреждений, и при них магазинчики. Произведения наивных художников спонтанные, яркие, люди покупают такие работы и для украшения интерьера, и в коллекции, и просто из благотворительных соображений.
Директор Национального центра современных искусств Сергей Криштапович работами белорусских аутсайдеров заинтересовался, увидев их в одном из столичных кафе, и загорелся желанием провести выставку в стенах НЦСИ:
— Да, авторы не отличаются мастерством настоящих художников. Но есть качество, которое бесспорно выше, чем у многих профессионалов: искренность, жажда жить, любить и быть счастливыми. Эти люди по своему диапазону, по творческой энергии, уровню восприятия мира фантастически глубоки и мудры.
Смежный проект — персональная выставка художника Алексея Ляпина, одного из наиболее известных белорусских представителей направления наивного искусства, также занимающегося в мастерской «Надежда». От художников–самоучек его отличает профессиональная школа. Работы Ляпина, который окончил Минское художественное училище им. А.К.Глебова и был учеником известного художника и педагога Олега Луцевича, приобретают коллекционеры не только Беларуси, но и Франции, Швейцарии, Германии, Польши, России.
Алексей Ляпин, по словам мамы, с 1985 года боролся с проблемами ментального характера, но в интернат попал лишь в 2011–м. Мать выбирала пристанище для сына–художника по главному признаку — возможности заниматься любимым делом. «Надежда» стала для Алексея не меньшей отдушиной, чем для других аутсайдеров. Татьяна Бируля с любовью рассказывает о своих воспитанниках, называя их попросту «ребята»:
— Среди них есть и имеющие не одно высшее образование, это люди, которые успели чего–то добиться в жизни, но потом их подкосила какая–то беда, несчастный случай, авария, инфекция — те вещи, от которых никто не застрахован. Например, Владимир Мартынов, к сожалению, скончавшийся в прошлом году, — человек необыкновенного мужества, у него не было кусочка черепа, его перевозили в инвалидном кресле из одного корпуса интерната в другой, чтобы он мог посещать мастерскую. Он ставил на полотне точку — и рука беспомощно падала. На выставке вы можете видеть замечательные его работы — например, «Тайную вечерю», которую он написал практически перед смертью. Это еще одно доказательство силы человеческого духа и таланта.
В Беларуси ар–брют стал известен благодаря художнику Федору Ястребу. Именно он, когда Татьяна Бируля обратилась за помощью, стал продвигать творчество аутсайдеров. Выставки «ребят» из мастерской «Надежда» с 2006 года проехали по всей Беларуси, побывали за рубежом. И всегда организаторы преследовали одну–единственную идею — показать, что человек в любом состоянии достоин и сострадания, и уважения. В конце концов, никого не смущает биография Ван Гога, а Беларусь гордится волшебным даром Алены Киш. Для подлинного таланта преград не существует.