Не пишет, не читает, не говорит. Но работает! Если человек с инвалидностью трудоустроен, он во многом защищен.
У ВАСИЛИЯ синдром Дауна, однако он сумел устроиться работником в столовую при одном из отелей. Дмитрий трудится уборщиком, не умея читать, писать и разговаривать… Неправдоподобно? Но предприятия, готовые взять на работу людей, которые по состоянию здоровья оказались не у дел, на рынке труда у нас присутствуют. В регионах в том числе. Об их работе в условиях конкуренции «СГ» рассказала председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» Елена ТИТОВА.
— Елена Георгиевна, сегодня не так много предприятий решатся взять к себе на работу человека с ограниченными возможностями. Как с этой проблемой справляется ваша организация?
— Ассоциация — учредитель 4 предприятий, где работают люди с инвалидностью, преимущественно с интеллектуальными нарушениями. Найти работу на рынке труда они не могут, а здесь способны проявить себя и получить деньги за свой труд. На предприятиях «АртИдея» в Минске и «Моя перспектива» в Лунинце делают буклеты для фирм, сувенирную продукцию, листовки, брошюры, визитки. В городе Барань Оршанского района действует УП «Бараньские арабески», где шьют льняные сумки и косметички, начиная от простых и заканчивая дизайнерскими. Производством изделий из глины, пошивом постельного белья, выращиванием овощей занимаются на предприятии «Дорога в жизнь» в Столине. К слову, здесь могут работать люди с инвалидностью и из других населенных пунктов — передвигающихся в инвалидной коляске подвозят на специально оборудованном транспорте.
— Многие люди с серьезным диагнозом не имеют опыта работы, а кто-то и вовсе боится выходить из дома. Как находят трудовое место?
— Сперва обращаются на предприятие родители. Зачастую их дети уже пробовали куда-то устроиться, но получали отказ: не везде есть подходящие условия для труда. Их приглашают прийти на одно из предприятий — здесь соискателя встречает ассистент. Заполняет анкету, узнает о его возможностях, способностях, потребностях. В обязанности ассистента по сопровождаемому трудоустройству входит помощь соискателю в получении трудовых рекомендаций медико-реабилитационной экспертной комиссии. Если подходящей работы для человека с инвалидностью нет, можно бесплатно посещать общественную мастерскую «Теплый дом» (занятия в ней помогают понять, какие трудовые навыки развиты, а какие необходимо формировать). Некоторые производства предлагают взять на работу человека с ограниченными возможностями с периодом адаптации к рабочему месту, и на протяжении года зарплату ему выплачивает государство.
— Вы говорили, что предприятия при ассоциации задействованы на рынке труда, значит, находятся под давлением конкуренции. В чем сложность работы в таких условиях?
— Все они коммерческие — есть прибыль, платятся налоги. Хотелось бы, чтобы в нашем законодательстве появился статус социального предприятия (создано для неконкурентоспособных на современном рынке труда, и вся прибыль идет на его развитие). Такие есть уже во многих странах. Это может решить проблему трудоустройства людей с инвалидностью в сельской местности, где есть вероятность работать в теплицах на сборе овощей, зелени и даже создать контактный зоопарк. Нашим предприятиям помогают родители и спонсоры. Например, благодаря немецкому фонду «Хлеб для мира» появилась возможность претворить в жизнь проект по сопровождаемому трудоустройству — при ассоциации работают два ассистента, которые помогают найти вакансию на свободном рынке труда.
— На предприятия при ассоциации можно устроиться уборщиками, вышивальщиками… Какие еще профессии сегодня доступны для соискателей?
— Во времена СССР был госзаказ – люди с нарушениями зрения и слуха собирали розетки, шили халаты, хотя их возможности и способности намного выше. Сейчас таким предприятиям гораздо сложнее выживать, многие не выдерживают и закрываются. В мастерских при ассоциации люди с инвалидностью могут делать сувенирную продукцию, но нужны еще и те, кто в состоянии довести изделия до товарного вида. Некоторые способны овладеть компьютерными программами — в этом им помогают ассистенты.
— Людям с ограниченными возможностями часто сложно выполнять какую-либо работу с первого раза, а у некоторых трудности с коммуникацией…
— Есть несколько способов альтернативной коммуникации. Например, в УП «АртИдея» работает парень, который не пишет, не читает и не говорит. С ним общаются с помощью пиктограмм: на магнитную доску крепят картинки — что и в какой последовательности он должен выполнять. Это, к слову, можно применять для людей с аутизмом. Помогают ассистенты, правда, их очень мало, но результаты успешные. Например, Анастасия, одна из помощников, сопровождает парня с синдромом Дауна — он трудится в ресторане отеля «Ренессанс». Сначала ему предложили вакансию в столовой для сотрудников отеля, но ему оказалось не по силам, и это смог понять ассистент. Затем нашли другой вариант — он полирует столовые приборы. Чтобы было легче, Анастасия научила его проговаривать названия вслух, тогда он кладет их в нужный ящик.
— А какие еще навыки они приобретают?
— Во-первых, у них появляется возможность чего-то достичь. Во-вторых, работая на предприятии, становятся более самостоятельными: учатся сами покупать продукты, себя обслуживать, узнают, куда идти, если что-то случится, и как себя защитить. Здесь у них появляются знакомые, которые поднимут тревогу, если работник вдруг не придет на производство, и помогут справиться с какой-либо проблемой. Если человек с инвалидностью трудоустроен, он реже нуждается в медицинских препаратах, так как постоянно занят, и получает зарплату — значит, платит налоги. Очевидна помощь не только себе, но и государству.