Какие бонусы получает экономика, если власти не оставляют на произвол судьбы оказавшихся в сложной ситуации граждан.
— 3,8 тысячи долларов на шестимесячную программу ресоциализации и трудоустройства бывшего заключенного — это небольшие затраты, учитывая, что человек этот, будет вносить свой вклад в экономику, вместо того, чтобы, возможно, снова пойти на преступление, — замечает президент Центра социальных и экономических исследований CASE Belarus Серж Навродский.
Эксперты оценили эффективность и экономические выгоды от социальных услуг по ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы, содействию в трудоустройстве людей с инвалидностью и семей, попавших в тяжелые условия, из-за которых дети могут стать сиротами.
Профилактика сиротства через поддержку семей с проблемами
Больше 20 тысяч детей в Беларуси находятся в социально опасном положении. Около 6% из них по статистике становятся сиротами при живых родителях, несмотря на усилия государственных органов в работе по профилактике сиротства. Один из проектов, работающих с семьями, попавшими в сложную ситуацию и рискующими распасться, показывает, насколько более действенной может быть комплексная работа с членами таких семей.
Центр «Раннее предотвращение социального сиротства» (SOS-Центр) в Пуховичском районе помог 2,5 тысячам детей не остаться без родительской опеки. В итоге с 2008 по 2017 год количество детей, которых забирали из семьи, упало на 30%, показало исследование «Оценка эффективности социальных услуг».
— Благодаря конкретной программе 9 детей в год не становятся сиротами. Каждый случай сохранения положения ребенка в семье дает обществу 22 тысячи долларов в год. Каждый вложенный государством или некоммерческими организациями рубль в профилактику сиротства дает 2 рубля отдачи, − объясняет ведущий эксперт Центра социальных и экономических исследований CASE Belarus Дмитрий Бабицкий.
Затраты на программу SOS-Центра составляют около 93 тысяч долларов в год, а получаемые выгоды эксперты оценивают в 193 тысячи. То есть, сохранение семей, участвующих в исследованной программе, ежегодно приносит экономике 100 тысяч долларов. Выгоды включают в себя бонусы от того, что продуктивность работы взрослого человека, который не имел сиротского опыта, выше, чем того, кто был сиротой, а также от снижения государственных расходов на альтернативные формы опеки детей.
Сопровождаемое трудоустройство людей с инвалидностью
В Беларуси больше 500 тысяч взрослых с инвалидностью. Только 17% из них работают. Ежегодно госструктуры организовывают до 55 тысяч реабилитационных программ, которые могли бы способствовать трудоустройству людей с инвалидностью. Но в реальности ими пользуются только 5 тысяч человек, а трудоустраиваются меньше половины.
В то же время государство теряет деньги из-за части недобросовестных предпринимателей, которые принимают бюджетные деньги на трудоустройство людей с инвалидностью и оплату их труда, но через короткий промежуток времени увольняют сотрудников с инвалидностью, отмечают эксперты.
С 2012 года роль посредника между молодыми людьми с инвалидностью и нанимателями взяла на себя Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, которая с помощью ассистентов помогает своим клиентам найти работу и адаптироваться на новом рабочем месте. За это время 350 человек обращались в организацию за консультациями, 59 человек трудоустроились, 37 – работают до сих пор.
− Если бы не было программы по содействию трудоустройству людей с инвалидностью, никто из этих 59 человек не был бы трудоустроен, − говорит Дмитрий Бабицкий.
Исследование показало, что сопровождаемое трудоустройство людей с инвалидностью, в первую очередь для людей с ментальными особенностями, в 3 раза эффективней, чем госфинансирование мероприятий по адаптации к труду таких работников. Если среди тех, кто проходил адаптацию с финансированием из бюджета, продолжает работать 29%, то среди тех, кого госфинансирование не коснулось, − 81%.
Экономия для государства выражается в снижении затрат на дневные центры пребывания при центрах социального обслуживания населения и в росте вклада в экономику работающих людей с инвалидностью.
− Когда люди с инвалидностью начинают работать, во-первых, повышается уровень их жизни, во-вторых, растут их траты на различные товары. Соответственно, их зарплата пересчитывается как выгода для государства в виде дополнительных налогов и стимулирования экономики и как выгода для самого человека с инвалидностью, чье качество жизни стало выше, − говорит член правления Международного просветительского общественного объединения АКТ Валерий Жураковский.
Реинтеграция бывших заключенных
10-15 тысяч человек каждый год освобождаются из мест лишения свободы. Кто-то из них провел в изоляции долгие годы – отсюда целый список проблем, которые возникают по возвращению в социум. Лишь один из двух освободившихся сразу задумывается о том, чтобы пойти работать и обращается в центры занятости. Половина тех, кто не трудоустраивается, рискует снова пойти на преступление.
В поселке Ченки Гомельского района при приходе работает реинтеграционная площадка для освободившихся из мест лишения свободы. С 2014 года через программу прошло 30 человек. 60% из них трудоустроились, половина участников создали новые семьи. На каждого трудоустроенного потратили 3,8 тысячи долларов, в среднем на одного проходившего программу ресоциализации – 2,3 тысячи.
В результате программы по реинтеграции бывших заключенных на 8 человек больше трудоустроилось, а рецидивные преступления совершило на 11 человек меньше.
Выгоды от трудоустройства эксперты оценивают в 56 тысяч долларов на человека.
Выгоды для государства выражаются в снижении затрат на содержание в местах лишения свободы из-за уменьшения рецидивной преступности, соответственно, меньших затратах на работу силовых структур и следственных органов, а также в росте вклада в экономику от большего процента работающих.
Экономический эффект эксперты рассчитали, исходя из данных конкретных проектов. Они подтверждают, что выгоды от работы с этими группами намного превосходят расходы.
Реализация государством проектов, подобных SOS-Центру, могла бы быть менее затратной, потому что в бюджетной сфере доходы ниже, чем у специалистов исследуемой программы. Но высокие доходы поддерживают мотивацию работников и сохраняют текучку кадров на низком уровне, что положительно сказывается на результате. То же касается проектов по содействию трудоустройству людей с инвалидностью. Через социальный заказ государство платит зарплаты, аналогичные доходам работников бюджетной сферы – более низкие, чем у работников организаций, реализующих грантовые проекты. Создание системы реинтеграции бывших заключенных государству обойдется дороже, чем просто масштабирование существующих проектов при церквях.
— Масштаб проблемы бывших заключенных в Беларуси недооценен. Каждый год из мест лишения свободы выходит столько же людей, сколько живет в небольшом городе. Чтобы получить реальный эффект, нужно организовывать региональные центры, которые будут работать с тысячами вышедших из мест заключения, − говорит Серж Навродский.
Авторы исследования признают, что государство делает большие усилия для поддержки различных уязвимых групп населения. В последние годы особенно ощутим эффект от работы по профилактике сиротства. Но отдельные дорогие механизмы имеют маленькую отдачу, а некоторые категории граждан (например, бывшие заключенные) вообще остаются за рамками государственной социальной политики. Государственные органы это заметили бы, если бы проводили подобные исследования эффективности своей работы. А начни они более тесно сотрудничать с некоммерческими негосударственными организациями (в том числе расширив список услуг, оказываемых через социальный заказ), то смогло бы охватить больший процент нуждающихся в социальных услугах и улучшить результативность социальной политики.
Справка «Завтра твоей страны»
Оценка эффективности социальных программ стала результатом исследования, проведенного Центром социальных и экономических исследований CASE Belarus в сотрудничестве с Международного просветительского общественного объединения АКТ в рамках проекта «Повышение вклада некоммерческих организаций в принятие решений в интересах уязвимых групп населения (ENCON)».