Когда говорят об инклюзии людей с инвалидностью в общество, мне кажется, что самому обществу стоило бы поучиться жизни у тех, кто, на первый взгляд, ограничен в возможностях. Не благодаря, а вопреки они занимаются спортом и творчеством, создают прекрасные дружные семьи, в которых каждый по-настоящему заботится друг о друге, получают новые профессии или открывают собственный бизнес.
Реализоваться в профессиональном смысле, кстати, для человека с инвалидностью особенно важно. Это возможность чувствовать себя независимым и полноценным членом общества. Кому-то удается самостоятельно найти свою нишу, но большинству для этого требуется помощь.
Корреспондент БЕЛТА выясняла, кто дает путевку в новую профессию людям с инвалидностью. Алексею Мамайко 46 лет. Почти всю трудовую жизнь он провел за рулем. Но с профессией водителя пришлось попрощаться, когда остался без ноги, с протезом за руль уже нельзя. А жить как-то надо. Пошел на биржу труда – там предложили попробовать обучиться профессии обувщика по ремонту. С Алексеем мы разговариваем, что называется, не отходя от станка. Шлифовального.
Служба занятости направила мужчину на обучение в Специализированный образовательно-реабилитационный центр в Минске. Это структурное подразделение Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра, в котором как раз и предлагают не просто обучающие курсы, а подготовку по профессии с присвоением квалификации.
С сентября мужчина уже добился определенных успехов. “Осваиваю понемногу, интересно, – отвечает Алексей на расспросы. – Когда не просто теорию учишь, а сразу на практике отрабатываешь азы, проще научиться”. В момент нашего разговора Алексей ремонтирует каблук. За работой исподволь наблюдает мастер шестого разряда Кирилл Гацко. Он за последние два года помог девяти ученикам, которые на выходе получили третий разряд.
Пусть это покажется кому-то нескромным, но заведующая СОРЦ Алла Литвинчик с убежденностью говорит: специалистов в центре готовят первоклассных. “Потому что на производстве они видят и понимают, как не просто отремонтировать, а сделать это качественно. Тогда клиенты сами потянутся”, – уверена она.
“Кто-то, знаю, потом свое дело организовал по ремонту. Кто-то устроился в действующие мастерские. За три месяца вполне можно научиться основному и дальше развиваться”, – считает Кирилл Гацко. Примеры тому – его выпускники.
Виктор Гордюк из Бреста почти сразу открыл ИП, дома на балконе организовал маленькую мастерскую по ремонту обуви, а перед этим приезжал в центр и консультировался у Кирилла Гацко, какое оборудование нужно закупить.
“Мы с ним периодически созваниваемся. В прошлый раз он сказал, что потраченные на закупку оборудования деньги уже окупились. Теперь начал получать чистый доход”, – сообщает заведующая СОРЦ.
“Еще он говорил, что сначала обувь к нему на ремонт несли из жалости – чтобы помочь инвалиду. А потом не стало отбоя от клиентов, когда увидели, что ремонт качественный”, – добавляет заместитель заведующей Светлана Ленцевич.
“Также у нас обучался из Гомеля парень на коляске Александр Тимофеев. Он открыл ИП, рассказал всем друзьям и знакомым, которые стали его первыми клиентами. Потом и сарафанное радио подключилось, – добавляет Алла Литвинчик.
– Не только обувщики, но и столяры, которых мы обучаем, находят себе место работы. Например, к нам целенаправленно приехал из Могилевской области Максим Пыж. У него в деревне есть ремесленная мастерская, в которую молодой человек собирался устроиться сразу после обучения, договоренность уже была. Правда, чтобы попасть к нам, пришлось сначала зарегистрироваться безработным”.
Дело в том, что обучение в центре стоит денег, но, согласно договору между учреждением и Министерством труда и социальной защиты, если прошедший освидетельствование в МРЭК обратится в службу занятости за содействием в трудоустройстве, его переобучение в центре будет оплачиваться из предусмотренных госпрограммой бюджетных средств. Разумеется, если нет противопоказаний по выбранной профессии.
Больше всего проходит обучение людей на коляске, но также могут быть учениками и слабовидящие, и слабослышащие. Принимают всех, кроме тех, у кого есть проблемы в интеллектуальной сфере.
Центр работает с 2001 года, поясняет Светлана Ленцевич, отдельное здание построено летом 2014 года. Условия здесь, прямо скажем, завидные: проживание в одно-, двух- и трехместных номерах блочного типа со всем необходимым – санузлом, кухней, электробытовой техникой.
Причем пространство с 1-го по 3-й этаж полностью адаптировано для колясочников. Можно вкусно поесть в местной столовой, воспользоваться тренажерным залом или бассейном, услугами массажного кабинета, кабинетов физиотерапии и теплолечения. В центре работает психолог, который окажет профессиональную консультацию, поможет разобраться в трудных ситуациях. То есть можно учиться и параллельно проходить комплексную реабилитацию, интересно проводить досуг. Общаться, наконец, – это то, чего больше всего жаждут люди с инвалидностью, выбираясь из четырех стен своего жилища. Но все же набор идет непросто.
“С 2015 года по текущий момент у нас прошли обучение по разным профессиям 169 человек, среди которых большинство – жители Минской области (55) и столицы (26), – констатирует Алла Литвинчик.
– Из Могилевской области к нам направили 29 человек, из Брестской – 22, Витебской – 18, Гродненской – 11, Гомельской – 8. Возможности центра позволяют обучать гораздо больше. Мы надеемся, что со временем сотрудничество с комитетами по труду, занятости и соцзащиты всех регионов станет более плодотворным”.
Пока же заведующая СОРЦ отмечает управления из городов Кобрин, Береза Брестской области, Миоры и Лепель Витебской, Горки Могилевской, Борисов, Узда и Березино Минской. Они направили на обучение больше всего слушателей.
Кроме писем, которые центр рассылает в региональные комитеты, главной рекламой образовательных услуг становятся личные встречи с теми, кто проходит лечение и реабилитацию в протезно-ортопедическом госпитале, со слушателями курсов.
По подпрограмме “Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов” по заявкам комитетов по труду занятости и социальной защите Минского горисполкома и облисполкомов проводятся обучающие курсы “Правила пользования креслом-коляской активного типа”.
“Это интересная программа: наши посетители могут бесплатно за 5 дней получить полезные навыки под руководством опытного инструктора, который сам передвигается на коляске активного типа, – поясняет Светлана Ленцевич. – На специальных тренажерах они вместе отрабатывают приемы по преодолению препятствий.
После прохождения курса и получения справки об этом человек может претендовать на такое кресло-коляску на безвозмездной основе. В прошлом году обучили по программе 36 человек, в этом – 27”.
Именно посетители этих курсов, точнее, молодые посетительницы, подсказали руководству СОРЦ идею – разработать программу для мастера по маникюру. По этой профессии, а также профессиям сиделки и кладовщика уже оформлена учебно-программная документация – со следующего года начнется обучение (при наборе групп).
Пока в центре занимается группа операторов ПЭВМ, и по одному человеку – на обувщика по ремонту обуви и столяра.
Подготовка в этих случаях индивидуальная. Причем настолько, что у 16-летнего Ильи Лиходиевского, например, сразу несколько наставников столярного искусства. Посмотреть, как они с ним работают, мы отправились в ремонтно-строительный цех.
“С Ильей нам нравится пробовать что-то новое – ему все интересно: и на одном станке поработать, и на другом, – рассказывает преподаватель учебных дисциплин “Чтение чертежей” и “Спецтехнология” Ольга Борсукова. – Вот освоил резание доски”. На сегодня у Ильи уже закончились занятия, и он собирается съездить домой к родителям, в деревню Новоселье Березинского района. Парень вполне самостоятельный, решение учиться на столяра тоже принял сам.
“У нас в деревне нет столярной мастерской, поэтому, может быть, устроюсь в детский сад в соседней деревне. Или буду вырезать по дереву на продажу. Это мне ближе”, – признается Илья. Илья подружился с некоторыми ребятами из группы будущих операторов ПЭВМ, и в свободное время они гуляют по Минску, знакомятся с городом. Словом, живут интересно, что и другим советуют.
Будущих компьютерных асов мы находим в аудитории. Группа из 13 человек на колясках почти собралась. Причем это люди из разных уголков Беларуси: больше всего из Борисова, но есть жители Витебской, Могилевской, Брестской областей. Возраст учеников тоже разнится. Младшему Максиму Черноусу из Узды 18 лет, а старшей в группе – Зое Островской из Новолукомля 57.
Кстати, Зоя Островская – единственная, кто обучается за свой счет из-за возраста. “Я решила зарегистрироваться на сайте фриланса, но не смогла там сориентироваться. И по требованиям не подходила. Так что, узнав о программе обучения, решила ехать”, – объясняет женщина.
А Василий Разлом из Миорского района добавляет: после профобучения они получат документ о присвоении 4-го квалификационного разряда оператора ПЭВМ со знанием компьютерной верстки, графики и дизайна.
Занимается группа с конца сентября, по 7 академических часов в день, выпуск будет 26 января. Вот так за 4 месяца с нуля можно получить профессию.
“Учителя у нас хорошие и, что самое главное, терпеливые, – с благодарностью отмечает Владимир Романовский из Бобруйска. – Мы же порой по несколько раз об одном и том переспрашиваем, и они разъясняют снова и снова, пока не поймем”.
Эльвира Островская из Борисова добавляет, что сначала сложно вникнуть в предмет, втянуться в процесс обучения. Эта 20-летняя девушка самая словоохотливая в группе. Про себя Эльвира говорит, что по натуре экстраверт, и ей совсем не хочется сидеть дома на пару с котом. Хочется учиться в коллективе – и для некоторых это тоже становится преимуществом программ СОРЦ. Хотя многие люди с инвалидностью все еще предпочитают дистанционное обучение.
Жизнь выпускников центра складывается по-разному, но приобретенные знания и навыки им здорово помогают. Например, Светлана Дацик-Калишок из города Малорита Брестской области вместе с мужем занялась агроэкотуризмом и активно рекламирует местность, где расположена усадьба, в интернете.
Василий Мазейчик из Кобрина устроился специалистом по работе с клиентами в гипермаркете услуг 124 (дистанционно).
Словом, найти свою нишу можно, даже когда есть ограничения по здоровью, когда отказывают наниматели. Нынешние ученики центра в это верят и с каждым новым приобретенным знанием делают шаг на пути к цели. Чем не пример для остальных?