Поддержка семейного потенциала снизит нагрузку на врачей.
Молодых в Беларуси все меньше, стариков все больше. Как государство собирается помогать медикам ухаживать за инвалидами, одинокими, пожилыми людьми? На всех специалистов не хватит… Л. Корнейчук, Могилев
Белорусские эксперты действительно прогнозируют, что по мере приближения 2025 г. общий потенциал взрослых детей, которые смогут осуществлять уход за своими старыми родителями, начнет сокращаться. Это обусловлено падением рождаемости в кризисные 90-е годы. Поэтому, с одной стороны, возрастет потребность в официальном секторе помощи, с другой – государству придется по-иному стимулировать семьи с нуждающимися престарелыми родственниками.
Что сделано
Сегодня уже заложена инфраструктура помощи пожилым людям и их семьям. Так, как альтернатива интернатам и госпиталям созданы места для временного пребывания. В системе здравоохранения это больницы (отделения) сестринского ухода, в системе соцзащиты – отделения временного (от месяца до полугода) проживания в домах-интернатах, территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), где открыты отделения дневного и круглосуточного пребывания.
ТЦСОН активно реагируют на запросы людей и внедряют новые формы помощи. Так, в Поставском территориальном центре социального обслуживания изучили потребности пожилых граждан и выяснили, что чаще всего услуги соцработников по дневному уходу требуются пожилым людям с легкой степенью деменции, после инсульта, перелома шейки бедра и пройденного курса реабилитации. Поэтому они сегодня предлагают услугу соцработников по дневному уходу за пожилыми гражданами, которой могут воспользоваться их родственники – на час или на день. Можно заказать только койко-место, и ухаживать за человеком будут те же работники, которые обслуживают в отделении всех подопечных. Можно выбрать индивидуальный комплекс услуг дневного ухода: за пожилым человеком закрепляется отдельный соцработник, который целый день будет присматривать за своим подопечным.
Что развивать
Это платные услуги. Но они все же намного доступнее помощи частных сиделок. Тем не менее вопрос финансовой и иной поддержки семей, ухаживающих за престарелыми родными, сегодня весьма актуален. Опыт стран с развитой системой долгосрочного ухода показывает, что поддержка семейного потенциала, например, посредством увеличения соответствующих пособий, выгодна, поскольку снижает значительные госзатраты на стационары. Поддержку можно осуществлять и через иные механизмы, например, путем включения периодов ухода в стаж для назначения пенсий. Неспроста в нашем обществе вызвало возмущение изменение законодательства, исключившее период ухода за престарелыми родственниками и инвалидами из страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту. В итоге эта норма была пересмотрена и был принят Указ президента от 29 июня 2017 года №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Им предусмотрено уменьшение продолжительности стажа работы с уплатой взносов в ФСЗН для граждан, которые осуществляли уход за инвалидом I группы либо ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет‚ а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста. Данная категория граждан будет иметь право на трудовую пенсию по возрасту при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин (для большинства категорий сегодня уже необходимо 16 лет страхового стажа, и он будет увеличиваться до 20 лет. – Ред.).
В ряде стран практикуется страхование долгосрочного ухода за пациентами. Например, в Израиле в рамках страховой программы нужно ежемесячно платить взносы в соответствии с возрастом. Если в будущем застрахованный будет нуждаться в уходе и окажется неспособным выполнять повседневные действия самостоятельно, он будет иметь право на ежемесячную компенсацию, что позволит получать услуги по уходу.