В стране проживают 726 инвалидов с детства, получивших увечья из-за последствий Великой Отечественной войны.
Каждый год группы разминирования Вооруженных Сил обезвреживают более 10 тысяч снарядов.
Нет, память о Великой Отечественной не умрет и тогда, когда уйдет из жизни последний ее участник. Еще и потому, что наша земля по–прежнему хранит с той поры оружие — снаряды и бомбы. С 1944 года на территории страны обезврежено более 27 млн взрывоопасных предметов. Впрочем, даже эта кропотливая и едва ли не ежедневная работа саперов не смогла уберечь людей. Около 2.700 человек погибли, 3,5 тысячи — ранены. Таковы цифры международного исследования Landmine monitor. В нашей стране от взрыва мины, по данным Министерства труда и социальной защиты, пострадали в мирное время 726 человек. Жизнь «после» для большинства из них — это постоянные проблемы со здоровьем, протезы вместо ног, маленькая пенсия и сложности с трудоустройством.
…С первого взгляда и не скажешь, что у 58–летнего полочанина Василия Тихоновича Иваньковича протезы. Ходит уверенно, а в молодые годы, рассказывает, даже на коньках катался и на велосипеде, танцевал. Хотя признается: перемещаться на подобных приспособлениях — задача пусть и ставшая за 48 лет привычной, но все же не из легких. Частенько сильно ноет спина. Серьезнейшая нагрузка на опорно–двигательный аппарат. Ему, впрочем, еще повезло. Остался жив, а вот брат погиб…
— Дело было неподалеку от деревни Грицковщина, мы пошли по грибы, — вспоминает Василий Тихонович далекие события июня 1969 года. — Мне — 11, брату Вите — 13. На тропинке валялась железяка с куриное яйцо. Решили ее отбросить, чтобы не мешала… Витю убило сразу, мне же по ногам прошла волна. Сколько пролежал на земле — не помню. Пробовал вставать, цеплялся за ветку, даже прошел метров пять, но потом рухнул. К счастью, меня нашли. Что это мина (в военкомате позже по моим описаниям определят, что она была немецкой, противопехотной), мы с братом даже не догадывались. Это потом в школах начали вешать предупреждающие плакаты с описанием того или иного снаряда.
Полгода Васе пришлось провести в больнице. Пропустил год учебы. Получил инвалидность II группы. Впрочем, свое детство потерянным Василий Тихонович не считает:
— Был как все. Снисхождения к себе не ждал. Разве что о гимнастике, на которую я ходил со второго класса, пришлось позабыть… Дважды был женат.
Однако когда речь заходит о выборе профессии, Василий Тихонович грустнеет:
— К технике тяготел, шофером хотел быть. Но пришлось выбирать специальность, где можно работать руками. Окончил ПТУ. Стал часовым мастером. Хотя скрупулезно перебирать винтик за винтиком — это не мое… А сейчас и пальцы уже не те, и механизмы в часах другие. Некоторое время работал на складе снабженцем — в этой профессии нужно побегать. А сейчас не работаю нигде, хотя по возрасту я еще не пенсионер, не алкоголик, не тунеядец. Найти у нас в Полоцке работу и здоровому тяжело. Представляете, даже сторожем или вахтером не устроиться! Но как жить на 190 рублей в месяц? Помогает дочка, иногда я — ей. Мама болеет…
— За помощью, Василий Тихонович, обращались?
— Cобес к 70–летию Великой Победы материальную помощь выдал. Протезы каждый год меняю. За ними в Витебск езжу, сейчас вот в Минск обратился… А что, неужели мне еще что–то положено?
Дело, пожалуй, здесь не только в незнании собственных прав, но и в природной скромности. В управлении по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома подтвердили: к ним Василий Иванькович действительно не обращался. Зато в территориальном центре социального обслуживания населения заверили: у них он в поле зрения, раз в год к нему заглядывают работники. Тем не менее, утверждают специалисты, инициатива должна идти снизу. Пусть, мол, обращается — поможем. Однако кажется, что социальные службы могли бы тут и настойчивость проявить, стараясь поддержать людей, до которых спустя долгие годы долетело страшное эхо войны.
Будьте в курсе
По словам консультанта отдела по делам ветеранов и инвалидов Министерства труда и социальной защиты Олега Мазуры, установлением факта, что инвалидность наступила в результате ранения боеприпасом (а значит, человек подпадает под категорию «инвалид с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий»), занимаются МРЭКи. Основание для предоставления льгот и гарантий — соответствующая запись на обратной стороне выданного удостоверения инвалида. Согласно законам «О ветеранах» и «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» Василию Иваньковичу положены:
- повышение размера пенсии и льготное налогообложение;
- внеочередное предоставление государственного соцжилья, а также комнат в общежитии нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете;
- при выходе на пенсию — обслуживание в организациях здравоохранения, к которым он был прикреплен в период работы или службы;
- первоочередное обслуживание в медучреждениях;
- первоочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно–просветительных и спортивно–оздоровительных организаций, приобретение билетов на все виды транспорта, льготное обслуживание организациями розничной торговли и бытового обслуживания;
- бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам;
- право на первоочередное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением сделанных из драгоценных металлов, металлокомпозитов, металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно–декоративного покрытия из нитрид–титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;
- право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, для проживающих в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства;
- право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси);
- право на 50–процентную скидку с платы за техническое обслуживание и пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и на 50–процентную скидку с платы за коммунальные услуги по установленным тарифам в пределах утвержденных норм потребления (а проживающим в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм).
Для неработающих граждан такой категории предусмотрено также право на первоочередное бесплатное санаторно–курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии противопоказаний). Достигшие же возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, имеют право на 50–процентную скидку с платы за пользование квартирным телефоном (исключая междугородные и международные разговоры).
Взгляд хирурга
Виктор Бордаков, доктор медицинских наук, ведущий хирург медицинской части 432–го главного военного клинического медицинского центра Вооруженных Сил:
— Минно–взрывная травма — это наиболее тяжелая сочетанная патология, от которой страдает весь организм (конечности, органы брюшной полости, в 50% случаев — легкие, в 45,5% — сердце) и которая способна привести к гнойно–септическим осложнениям и ампутациям. Часть взрывчатых веществ попадает на кожу — ткани начинают гореть. До 30% пострадавших погибают. У остальных последствия могут проявляться два–три года. Речь, в частности, о нервно–психических ситуациях, связанных в том числе с ушибом или сотрясением головного мозга (они сопровождают подобную травму в 80% случаев) и возникновением очагов контузии. Можно ли говорить о полном восстановлении организма? У одного из моих пациентов на фоне заживших ран еще полтора года наблюдался повышенный эмоциональный фон… Кстати, именно на базе нашего медицинского учреждения находится Республиканский центр огнестрельной травмы. Поэтому мы имеем большой опыт в лечении этой категории пострадавших. За последние два года через нас прошло 11 раненых и пострадавших с различными видами травм. Речь в основном о связанных с найденными снарядами, взорвавшимися газовыми баллонами…
Взгляд сапера
Андрей Кураков, начальник инженерных войск Вооруженных Сил:
— В прошлом году на территории страны подвижными группами разминирования Вооруженных Сил, которых у нас 30, было обезврежено 11.078 взрывоопасных предметов. Самыми «урожайными» на снаряды остаются Витебская и Гомельская области. В частности, берега реки Днепр — естественная водная преграда, которая в войну создавала условия для жесткой эшелонированной обороны.
Взгляд историка
Дарья Милая, и.о. директора Ушачского музея народной славы имени Лобанка:
— Деревня Грицковщина во время Великой Отечественной войны входила в Полоцко–Лепельскую партизанскую зону, находясь на ее северо–западе. В том районе дислоцировались бригады имени Ворошилова, а также имени ВЛКСМ. А на границе — смоленский полк Садчикова. В 1943–м начались карательные операции немецких войск, на Полоцко–Лепельскую зону наступали в основном с юга, но весной 1944–го пришли со стороны Полоцка. И именно перечисленные бригады взяли на себя первый удар. Неудивительно, что там остались снаряды. В хронике книги «Память» Ушачского района говорится о том, что по линии обороны были выкопаны противотанковые рвы, установлены мины, чтобы взрывать немецкие танки. Но ведь и немецкие войска располагались как раз в этих краях и ставили здесь дополнительные заслоны. К тому же в непосредственной близости проходит железная дорога Полоцк — Молодечно, по которой в то время регулярно курсировали немецкие бронепоезда.