“Вот такая трудотерапия”: в Брагине нашли свой способ, как трудоустроить инвалидов.
«Вот тут у нас душ, там рабочие комнаты и комнаты отдыха, а здесь наши ребята могут заниматься спортом», — ведет меня по отделению дневного пребывания для инвалидов директор Брагинского территориального центра социального обслуживания населения Сергей Пархомец. Чистое и уютное одноэтажное здание за красивым заборчиком больше напоминает самый настоящий дом, нежели социальное учреждение. Наверное, так его воспринимают и все, кто сюда приходит. Чтобы провести время с пользой, поработать, а иногда и заработать.
Не все инвалиды, как мы привыкли, скрываются за дверьми своих квартир. Воспитанники отделения дневного пребывания для инвалидов в Брагине хотят жить активно.
Трудотерапия помогает жить
Именно так. Не все инвалиды, как мы привыкли, скрываются за дверьми своих квартир. Многие хотят жить активно. Но кто в этом может помочь и как это сделать? И тогда двери для них открывают такие отделения, как в Брагине. Нет, здесь не живут — круглосуточное отделение, где постоянно проживают пожилые граждане с глубокой степенью инвалидности и за которыми некому ухаживать, есть по соседству в городском поселке Комарин. Сюда же на протяжении восьми лет, которые работает отделение, приходят в зависимости от своих желаний и возможностей и, конечно, по показаниям доктора. На час, два в день, чтобы заняться любимым делом.
— Если кто-то вместо положенного раза в день придет два, никого никогда не выгоняем — улыбается Сергей Пархомец. — Пришел человек, значит, ему у нас хорошо. И мы рады.
Чем занимаются? Да чем захотят. А возможностей тут много — вязание, оригами, соломоплетение. Есть компьютерный кружок, есть спортивный. Многие приходят в отделение два-три раза в неделю, плюс посещают трудотерапию.
— Трудотерапию? — переспрашиваю. — Звучит неожиданно. А что вашим ребятам по силам?
Оказывается, есть при отделении собственная теплица, где выращивают помидоры, огурцы и зелень. Это ребятам 1—2 группы инвалидности вполне под силу. Для желающих есть возможность заняться швейным делом — имеются три швейные машинки и оверлок.
Кстати, на протяжении четырех лет на базе отделения реализуются проекты по адаптации его воспитанников. Что это значит? Они выполняют определенные работы, за что получают самые настоящие зарплаты — на пенсию инвалида детства попробуй выживи! Как это происходит?
— К нам обращаются ребята, их родители, иногда мы сами привлекаем ребят, потому что у нас есть база данных, и предлагаем им поработать. Где берем заказы? — на минуту задумывается Сергей Пархомец. — В конце каждого года, и сейчас тоже, интересуемся в организациях, чем можем им помочь. Три года назад, например, когда открывалось наше отделение в Комарине, нам нужны были услуги швейных мастерских — для изготовления постельных принадлежностей. Так ребята получили работу. Была заявка о помощи по благоустройству. И ее мы выполнили. Человек пять-шесть уже получили такую помощь.
Трудностей не боятся
Но есть и те, кто обрел постоянную работу. В их числе, например, Екатерина Долбик, которая трудится теперь в детской библиотеке, Марина Бобровник и многие другие. Некоторые, как инвалид 2 группы Елена Дмитренко, помогают тем, кто так же, а может, и больше, чем они сами, нуждается в помощи. Девушка, недавняя воспитанница отделения, сейчас работает в Комарине социальным работником.
— Работает успешно, — улыбается Сергей Пархомец. — А ведь сначала мы сомневались, может быть, не справится — физически тяжело, ведь задача соцработника — обойти немощных стариков. Но она настолько ответственный работник, что со временем сомнения ушли на второй план. Она справляется, ее любят. Мы не замечаем, что с ней что-то не так. А вот сейчас и замуж собралась. И на свадьбу звала.
— А поговорить с ней можно? — спрашиваю.
— До Комарина далеко, но ведь есть телефон. Сейчас ей позвоним.
На мой вопрос о работе слышно, как Елена улыбается:
— Знала, на что иду. Трудностей не боюсь, так что справляюсь. Образование? Мы с вами коллеги, я окончила журфак. Но получилось так, что работаю не совсем по специальности. Хотя тоже с людьми.
Пока мы общаемся, открывается дверь и с улыбкой входит другой воспитанник отделения — Николай Кирильчук. Берет стул и по-домашнему садится по соседству.
— Это и есть мой второй дом, — чуть позднее расскажет он. — Вот уже второй год как прихожу сюда, мне очень нравится. Мы выступаем с концертами, спектаклями, соревнуемся в творческих конкурсах.
Николай с увлечением рассказывает о поездках, мероприятиях, в которых участвовал. В Мозыре, Добруше, Хойниках. Вот и сейчас готовится к очередному конкурсу, учит стихи. Сложно, признается он, но обещает достойно подготовиться. И лично я в его слова верю.
— И не сомневайтесь, — заверяет Сергей Пархомец. — Подготовится. Даже если месяц учить будет. Этих людей убеждать и уговаривать не надо — они все делают на совесть и с душой. Этого иногда и нам не хватает.
КОМПЕТЕНТНО
Александр РУМАК, заместитель министра труда и социальной защиты:
— В 2018 году будет подготовлен комплексный законопроект, который предусматривает внесение изменений в законы «О социальной защите инвалидов», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «Об архитектурной и градостроительной деятельности», для того чтобы закрепить новые для нас понятия «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн». А также закрепить понятие о дискриминации по признаку инвалидности и тем самым установить нормы, которые помогут защищать этих людей от дискриминации в любой сфере нашей жизни.
КСТАТИ
Сегодня есть много программ, которые направлены на работу с людьми с инвалидностью. Это госпрограмма «Социальная защита и содействие занятости на 2016—2020 годы», три подпрограммы по соцподдержке инвалидов. Оказание медицинской помощи и реабилитации прописано в госпрограмме «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016—2020 годы.