Программа Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для Беларуси на 2016-2020 годы

Программа Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для Беларуси на 2016-2020 годыРашед Сарвар - Представитель ЮНИСЕФ в Беларуси Совет Министров в конце мая текущего года одобрил страновую программу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для Беларуси на 2016-2020 годы.

Четыре кита программы

- создание безопасной среды для ребенка,

- реализация прав детей с особенностями психофизического развития и инвалидностью,

- формирование благоприятной среды для подростков,

- а также изучение положения юного поколения белорусов и укрепление партнерства по реализации их прав.

Реализация программы станет важным шагом в воплощении принципа "ни один ребенок не должен остаться позади" - то есть без индивидуального подхода.

Представитель ЮНИСЕФ в Беларуси Рашед Мустафа Сарвар рассказал о приоритетах новой страновой программы и поделился своим мнением по наиболее волнующим белорусское общество вопросам - о целесообразности введения обязательного отцовского отпуска и уменьшения продолжительности отпуска по уходу за ребенком, о рецептах решения проблем подросткового возраста, о перспективах введениях института уполномоченного по правам ребенка в стране.

- Доктор Рашед, каковы основные направления деятельности ЮНИСЕФ на пятилетие? Почему именно они определены как приоритетные?

- Программа одобрена постановлением правительства, это подтверждает, что деятельность ЮНИСЕФ востребована и государством, и обществом. Новая страновая программа ЮНИСЕФ основана на четырех приоритетах. Первое стратегическое направление - создание безопасной среды для ребенка. Здесь учитывается много аспектов, от которых зависит здоровье и жизнь мальчиков и девочек: предотвращение насилия в отношении детей в семье, продвижение здорового образа жизни и снижение детской смертности от внешних причин (травмы, наркотики, суициды и т.д.), профилактика и раннее выявление семейного неблагополучия, поддержка альтернативного семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Второй приоритет программы - реализация прав детей с особенностями психофизического развития и инвалидностью. Чем раньше выявляется инвалидность у ребенка и чем раньше начинается реабилитация, тем больше шансов на то, что впоследствии инвалидность будет более легкой степени или исчезнет вообще. У нас есть понимание с Минздравом по вопросу необходимости совершенствования работы в этом направлении.

Будем также работать над тем, чтобы исключить элементы дискриминации детей с инвалидностью в обществе, в особенности в системе образования. Планируем поддержать усилия Министерства образования по созданию в Минске и во всех областных городах методических центров развития инклюзивного образования.

Одно из важных направлений данного компонента программы - тренинги для преподавателей по обучению детей с особенностями психофизического развития. В настоящее время в стране около 70% таких детей обучаются в обычных школах, однако вызывает тревогу, что по-прежнему невысок процент родителей обычных учеников и учителей, которые положительно относятся к инклюзивному образованию детей с особенностями психофизического развития.

Мое глубокое убеждение, что интеграция детей с особенностями развития - это уже вчерашний день, это прошлое, а будущее - за инклюзивным образованием. Только качественное образование для детей с инвалидностью позволит им жить полноценной жизнью, чувствовать себя частью общества, а не обузой. Когда мне говорят, мол, дети с особенностями развития не успевают в школе, я отвечаю: а разве вы сами были круглыми отличниками по всем предметам? Согласитесь, пилотами, генералами, ядерными физиками становятся единицы из огромного количества учившихся в школе, а кто-то работает дворником, сторожем и т.д. И ребенок с особенностями может стать высококвалифицированным IT-специалистом, бухгалтером, переводчиком или просто может уметь читать, пользоваться компьютером - каждый в соответствии со своим потенциалом. Но возможность использовать этот потенциал должна быть у каждого - и у обычного ребенка, и у "необычного". В этом я вижу задачу ЮНИСЕФ и всего общества, а не только системы образования.

Пока, к моему сожалению, в Беларуси в отношении к инвалидности и инвалидам превалирует медицинский подход, а нужен - социальный.

Беларусь в прошлом году присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Надеюсь, что в скором времени она будет ратифицирована. И это придаст дополнительный импульс внедрению инклюзии в образование, а также реализации других значимых мер по созданию лучших условий жизни для инвалидов.

Третий приоритет страновой программы ЮНИСЕФ - формирование благоприятной среды для снижения уязвимости подростков и для их полноценного участия в принятии решений. Подростковый возраст - особый, это уже не дети, но еще и не взрослые, поэтому подростки нуждаются в особом внимании. Именно в этом возрасте, как правило, начинается пристрастие к алкоголю и наркотикам, возникают беспорядочные половые связи, высок и процент самоубийств. Это характерно не только для Беларуси - для большинства стран мира. Считаю, нужно скрупулезно проанализировать, в чем причина этих негативных проявлений - они не от хорошей жизни, правда ведь? Возможно, причина в семейном неблагополучии, домашнем насилии, во взаимоотношениях с ровесниками, в ситуации в школе... Если мы будем знать причины наверняка, то сможем принять действенные превентивные меры. Особый акцент в программе ЮНИСЕФ сделан на расширении участия юного поколения белорусов в принятии решений, которые касаются их жизни. Кстати, в 2015 году уже около 20% городов страны применяли механизмы вовлечения подростков в принятие касающихся их жизни решений. К 2020 году мы надеемся достичь показателя 50%.

Четвертое направление страновой программы Детского фонда ООН - мониторинг, изучение положения детей и подростков, а также укрепление партнерства. Все те вызовы, которые существуют на современном этапе, нужно исследовать и изучать. Это нужно, чтобы выделить конкретные точки приложения усилий и впоследствии измерить их эффективность. Не исключено, что уже в 2017 году будет проведено совместно с Белстатом очередное многоиндикаторное кластерное обследование по оценке положения женщин и детей (МИКС 6).

- Какие группы детей - в фокусе страновой программы?

- Усилия сконцентрированы на поддержке наиболее уязвимых категорий - это малолетние дети; дети-инвалиды; дети без попечения родителей; несовершеннолетние в конфликте с законом; дети в ситуации домашнего насилия; подростки.

- А каков объем финансирования программы? Из каких источников планируется поступление финансовых средств?

- Бюджет программы - почти $8,5 млн, из них порядка $4,5 млн будут выделены из регулярных ресурсов ООН и около $4 млн - из средств доноров международной технической помощи (среди основных - Россия и проект "Белмед", финансируемый Европейским союзом).

С удовольствием хочу подчеркнуть, что МИД Беларуси считает обеспечение финансирования программы и своей задачей, а не только нашей. Я уверен, что при таком подходе программа будет профинансирована в полном объеме.

- Как вы оцениваете уровень обеспечения прав детей в Беларуси? Какие есть достижения и какие проблемы?

- Беларусь - активный член ЮНИСЕФ с 1953 года, а представительство ЮНИСЕФ в Минске открылось в 1997 году. Все это время мы работаем вместе с нашими партнерами - государственными органами, общественными и международными организациями, детьми и их родителями, чтобы улучшить положение детей в стране. В 2014 году Беларусь уже в четвертый раз была избрана в состав руководящего органа ЮНИСЕФ - Исполнительного совета. Это свидетельство того, что опыт Беларуси по улучшению положения детей ценится на международном уровне (из 190 стран - членов ЮНИСЕФ в Исполнительный совет выбираются только 36). Беларусь открыта для сотрудничества по обеспечению прав детей со всеми партнерами, как на национальном, так и на международном уровнях.

Что касается прав детей, то нет такой страны в мире, где бы они были соблюдены в полном объеме. Везде есть достижения и есть проблемы - как общие для всех, так и свои отличительные. Это зависит от социально-экономической ситуации, менталитета, культуры и т.д. Беларусь выгодно отличается (в первую очередь среди постсоветских государств) тем, что обеспечен широкий доступ детей к различным социальным услугам.

Среди несомненных достижений - сокращение детской и материнской смертности, предотвращение передачи ВИЧ от матери ребенку, охват детей дошкольным и средним образованием, сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях и количества самих учреждений.

Так, с 2005 по 2014 год доля детей, которые устроены в интернатные учреждения, снизилась более чем в два раза. Количество интернатных учреждений системы образования сократилось за этот период более чем на 20%.

Процесс оптимизации затронул и систему здравоохранения - в 2015 году был закрыт один дом ребенка. Поделюсь своим заветным желанием - мечтаю, чтобы домов ребенка вообще не было в Беларуси, а вместо них появились центры дневного посещения. Согласитесь, дети должны быть окружены семейной заботой - она не сравнится с уходом даже самого квалифицированного персонала.

Деинституционализация, по моему мнению, нужна и в системе социальной защиты. К слову, по результатам межстрановой оценки результатов реформирования национальных систем защиты и попечения о детях в 11 странах отмечено, что Беларусь демонстрирует одни из самых высоких темпов деинституционализации детей-сирот.

И еще. За последние годы мы провели множество информационных кампаний, направленных на защиту здоровья и жизни детей, инклюзию, повышение качества образования и обеспечение участия детей в жизни общества ("Ангелы не спят", "Детская без насилия", "Учимся быть хорошими родителями" и др.).

- Хотелось бы узнать ваше мнение о том, стоит ли белорусских пап принуждать к маминому отпуску. Как известно, правом добровольного отпуска по уходу за ребенком пользуется совсем мало белорусских мужчин - только 2% "отпускников" приходится на сильный пол...

- В ЮНИСЕФ есть практика обязательного 4-недельного отцовского отпуска. Его нужно использовать до исполнения ребенку 6-месячного возраста, причем по желанию семьи - или частями, или целиком. Кстати, сам брал такой отпуск после рождения сына (тогда я работал в Чечне, а семья была в Бангладеш). Конечно, все нормальные отцы помогают женам в уходе за детьми - вне зависимости от того, есть обязательный отпуск или нет. Но введение этой меры повысит качество поддержки женщин и детей.

Четыре недели отпуска работника - разве катастрофа для нанимателя? А с точки зрения инвестиций в развитие ребенка - это бесценно. Лично я положительно отношусь к введению обязательного отцовского отпуска. Это защищает права матери - не должны все заботы по уходу за малышом лежать только на женских плечах. Это защищает права ребенка - маленькие детки нуждаются в постоянном внимании и должны во младенчестве видеть перед собой не только лицо мамы, но и папы. С точки зрения общества введение подобного отпуска приведет к повышению статуса отцовства, а также к трансформации гендерных стереотипов в отношении социальных ролей мужчин и женщин.

Сегодня по-прежнему многие, даже молодые и современные люди, считают, что дети - исключительно женская забота. Между тем через опыт ухода за ребенком, через участие в воспитании мужчина не только может найти новые пути самовыражения, но и получить глубокое эмоциональное удовлетворение. Обязательный отпуск будет способствовать улучшению взаимопонимания в семье по вопросам воспитания ребенка - погода в доме будет комфортней для всех.

- Как известно, в Беларуси - один из самых продолжительных в мире отпусков по уходу за ребенком. На ваш взгляд, соответствует ли это сегодняшним реалиям?

- Оформление такого отпуска на все три года не является обязательным - законодательством семье предоставлена полная свобода в принятии решения о его продолжительности. Принимая такое решение, она может руководствоваться состоянием здоровья ребенка, матери, возможностью воспользоваться услугами детских дошкольных учреждений, удовлетворенностью качеством услуг в них.

На продолжительность отпуска, естественно, влияет и благосостояние семьи, а также карьерные установки женщин. Безусловно, современный мир стал стремительнее, технологичнее, но маленькие дети остались прежними - они, как и малыши 20, 30, 100 лет назад, нуждаются в уходе, заботе и тепле. К примеру, ни один полугодовалый ребенок еще не стал на ножки и не побежал за пультом телевизора - он по-прежнему столь же уязвим, как и в былые времена.

По моему убеждению, очень важно, чтобы ребенок как можно дольше находился в непосредственном контакте с мамой и папой. Говорят, что за три года отпуска по уходу за ребенком женщина частично теряет квалификацию. Рынок труда развивается динамично, растут требования к качеству рабочей силы. Значит, необходимы меры по поддержанию квалификации работника в период отпуска по уходу за ребенком - курсы, временные заказы, работа в удаленном доступе буквально на пару часов в день. Нанимателю это выгодно, по моему мнению, ведь после отпуска вернется на работу специалист, отвечающий современным требованиям, которого не придется доучивать на ходу. Возможны и другие альтернативные опции. Нужно изучить международный опыт в данной сфере. И ЮНИСЕФ готов оказать в этом поддержку.

Кстати, Детский фонд - единственный в системе ООН, где оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком достигает 6 месяцев (в остальных ооновских структурах - 4 месяца). Это еще раз подчеркивает нашу позицию по отношению к праву ребенка на контакт с родными людьми. Есть у нас и другие преференции матерям - в частности, укороченный рабочий день; организация в офисе специального места для ухода за малолетним ребенком; перерыв для женщины, чтобы она могла продолжить грудное вскармливание своего малыша, находящегося дома или в ясельном учреждении. Я убежден, что трехлетний отпуск - это несомненное достижение с точки зрения прав ребенка. Конечно, стоит изучить опыт других стран, просчитать экономические возможности государства, в том числе с учетом развития демографической ситуации. Если будет доказано, что уменьшение отпуска, скажем, на полгода, не повредит развитию ребенка, то к рассмотрению вопроса о его сокращении можно будет вернуться. Но только в этом случае.

- Проблемы со здоровьем у детей являются больше социальными, чем медицинскими, - таково мнение экспертов. Табако- и наркозависимость, прерывание беременности у подростков, ранние роды - кто виноват и что делать?

- Начну с того, что проблемы с подростками - это не проблемы только системы здравоохранения, образования или органов внутренних дел. К сожалению, родители не умеют слушать своих детей, мало знают о них, не вникают в обстоятельства, которые потом становятся побудительным мотивом для неадекватных действий. Кроме того, самих подростков слабо привлекают к решению их проблем - это, я считаю, неправильно. Хотя за последние 15 лет подростковая преступность в Беларуси сократилась более чем втрое, все еще высокой остается численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел. По моему мнению, практика учета в ИДН зачастую больше ведет к стигматизации подростков, нежели к оказанию им необходимой помощи.

В системе правосудия в отношении несовершеннолетних значительное внимание по-прежнему уделяется применению мер наказания. Нужно расширять применение восстановительных подходов, моделей внесудебного урегулирования споров, включая медиацию. ЮНИСЕФ много лет сотрудничает с правительством Беларуси в области пропаганды здорового образа жизни и развития навыков безопасного поведения среди подростков и молодых людей. Одним из результатов этого взаимодействия являются медицинские центры, дружественные подросткам и молодежи (их уже 50 по всей республике). Персонал центров обучен навыкам консультирования подростков по вопросам репродуктивного и сексуального здоровья, профилактики ВИЧ, табакокурения.

Проектом "Белмед" запланировано открытие новых центров, чтобы обеспечить доступ к услугам в различных регионах. Мы в ближайшее время разработаем и внедрим стандарты качества оказания услуг с учетом международного опыта.

- Травмы и несчастные случаи лидируют в структуре причин детской смертности в Беларуси. Как снизить потери от последствий травм для детей, семей, общества в целом?

- В первую очередь необходимо повышение образованности детей и их родителей. По проекту "Белмед" планируем провести масштабную информационную кампанию, цель которой - дать понять взрослым, что только они ответственны за безопасность детей, что они не должны допускать ситуаций, когда дети подвергают риску свое здоровье и жизнь. Будут открыты модельные центры для родителей для обучения их навыкам организации безопасной среды для детей в доме - всего 13 центров по республике.

В конце июня ожидается открытие Центра партнерства и инноваций в лагере "Зубренок". Необходимо также усилить межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики травматизма.

Речь идет о пересмотре и стандартизации протоколов диагностики, лечения и реабилитации детей, получивших травмы, а также об обучении специалистов здравоохранения, образования, МВД, МЧС мерам первичной, вторичной и третичной профилактики травматизма (курс Всемирной организации здравоохранения).

- Почему, по вашему мнению, дети подвергаются насилию в семьях? Это неумение родителей решать проблемы "мирными" средствами?

- Многие родители не знают, какие меры воздействия допустимы по отношению к ребенку. По результатам проведенного в Беларуси в 2012 году многоиндикаторного обследования, две трети детей в возрасте от 2 до14 лет подвергались насильственным методам воспитания. При этом среди детей в возрасте 2-4 лет более 46% наказывались физически, а свыше 55% - испытывали психологическое давление в семье. Среди детей 5-9 лет цифры эти 38% и 62% соответственно. Процент мальчиков, которые подвергались физическому или психологическому насилию в семье, немного выше, чем девочек (67% и 62%). Это нарушает самое базовое право ребенка на проживание в семейном окружении, свободном от насилия, жестокого обращения и отсутствия заботы. Важно понимать, что насилие не проходит бесследно. На протяжении всей жизни это может оказаться причиной многих проблем. Плохие взаимоотношения с родителями часто являются причиной, которая начинает цепочку осложнений у детей и подростков - от трудностей в школе до личностных проблем.

Чтобы избежать проявлений жестокого обращения с детьми, родителям следует научиться общаться с ними и конструктивно разрешать конфликты.

В 2014 году ЮНИСЕФ издал брошюры, призванные помочь родителям в выборе оптимальной модели воспитания детей ненасильственными методами. В них рассказывается, как быть с требованиями, которые иногда необходимо жестко предъявлять детям; как сделать так, чтобы строгость не стала жестокостью; как определить границы дозволенного.

- Доктор Рашед, есть ли необходимость введения в нашей стране института уполномоченного по правам ребенка?

- В Беларуси, как известно, обсуждается возможность введения института уполномоченного по правам человека (в стадии регистрации находится проект международной технической помощи по изучению этого вопроса). Полагаю, было бы целесообразно при этом учреждении создать институт омбудсмена по правам ребенка. Создавать же две отдельные структуры, по моему мнению, экономически нецелесообразно. Надеюсь, что уполномоченный по правам ребенка появится в республике до того, как я покину свой пост представителя ЮНИСЕФ в Беларуси.

БЕЛТА

Related posts

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *