Поверх барьеров

Поверх барьеровУчеба в вузе дается студентам по-разному: одним легче, другим сложнее. Но есть люди с ограниченными возможностями, которым ради получения знаний приходится превозмогать не только себя, но и обстоятельства. Когда, например, для поступления на выбранную специальность нужно получить разрешение медиков, а чтобы попасть на лекцию – преодолеть лестничный проем на инвалидной коляске. Доступно ли сегодня высшее образование для инвалидов, разбирались корреспонденты «Знаменки».

Почему колясочник не может стать режиссером?

В прошлом году в наших вузах обу­чалось 1148 инвалидов. Это 0,3 процента от общего числа студентов. Почти полторы сотни человек с ограниченными возможностями стали первокурсниками в этом году: 141 в государственных вузах и пять – в частных.

Александра Городникова и Михаил Мясникович
Александра Городникова и Михаил Мясникович

26-летняя минчанка Александра Городникова тоже хотела быть среди них. Помешал один нюанс: доктора не разрешили ей учиться на режиссера.

Из-за врожденного заболевания (спинномозговая грыжа) Саша передвигается на коляске. Впрочем, делает это настолько виртуозно, что для нее уже давно не проблема без посторонней помощи съездить в магазин или поликлинику. Единственная ситуация, когда Саша почувствовала, что коляска ей действительно мешает, произошла этим летом:

– В прошлом году я занималась на режиссерских курсах и поняла, что это – мое. Полученных знаний показалось мало, поэтому решила учиться дальше: стала готовиться к поступлению в БГАИ на специальность «режиссура кино и телевидения».

Саша принялась штудировать сборники ЦТ, брала дополнительные занятия, чтобы подготовиться к творческому конкурсу.  Все кончилось в один день: МРЭК (Минская городская медико-реабилитационная экспертная комиссия) не дала Саше разрешения на учебу.

– Оказалось, что я с моей первой группой инвалидности не могу быть режиссером. А также сценаристом, артистом эстрады. В «Медицинских про­тивопоказаниях к приему абитуриентов в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования» (инструкция МЗ РБ от 07.05.2004) указаны группы специальностей, которые не могу выбирать. Доходит до смешного: я профессионально занимаюсь танцами (Александра – лау­реат чемпионата Беларуси по спортивным танцам на инвалидных колясках. – Прим. ред.), но учиться им не имею права.

Саша признается, что долгое время чувствовала себя потерянной –  ей словно обрубили крылья.

– Видела много режиссеров за работой и знаю, что могла бы справиться. Мне обидно, что Минздрав за меня решает, кем я могу быть, а кем – нет.

Сейчас Саша изучает предложения зарубежных вузов: ее готовы принять в Польше, Литве, США. Медсправка нигде не требуется.

Сашина история не уникальна – такие ситуации возникают каждый год, рассказали «Знаменке» в Минской городской медико-реабилита­ционной экспертной комиссии

– Ребята выбирают вуз, занимаются с репетиторами, а потом узнают, что при их состоянии здоровья получать эту профессию нельзя. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, мы советуем за несколько лет до поступления обратиться в кабинет медико-профессиональной реабилитации, где наши специалисты на основе диагноза составят при­мерный список доступных спе­циальностей.

В МРЭК уверяют, что конкретного перечня, где было бы прописано, что людям с астмой нельзя заниматься химией, а слабозрячим – программированием, нет. Каждый случай рассматривается индивидульно. Если абитуриента и его родителей не устраивает перечень доступных специальностей, можно получить дополнительную консультацию в Рес­пуб­ликанском научно-практическом центре медицинской экспертизы и реабилитации.

– Абитуриенты и их родители часто видят только ближайшую цель: главное – поступить, а там будь что будет. Но не думают о том, сможет ли такой студент найти работу, будет ли конкурентоспособен. Ведь тот же режиссер должен не только словами объяснить актеру, какую картинку он хочет видеть, но и показать, как пройтись, какую позу принять. Сможет ли это сделать человек на коляске? Не уверены.

На занятия папа носил на руках

борисовчанка Алеся Алехнович
борисовчанка Алеся Алехнович

Вуз за границей выбрала для себя и борисовчанка Алеся Алехнович. Преодолевать расстояние ей показалось проще, чем снова проходить через МРЭК. Однажды она уже получала разрешение медиков на обучение в Белорусском государственном экономическом университете:

– Меня засыпали вопросами: «А как вы будете учиться? Как будете работать с таким диагнозом?»

Двенадцать лет назад у Алеси Алехнович, жизнерадостной и энергичной семиклассницы из Борисова, вдруг заболела спина. В течение недели девочку парализовало, врачи диагностировали рак четвертой стадии. Когда в больнице сделали МРТ, ее маме сказали: вашей дочке жить осталось неделю. Алеся прошла через страшные испытания: сложные операции, курсы химиотерапии, облучение, уколы и нестерпимые боли. Два года провела в онкоцентре, затем жила в детском хосписе. Но выкарабкалась и вернулась домой.

За год Алеся нагнала три пропущенных класса, окончила школу и в 2010 году поступила в Белорусский государственный экономический университет на заочное отделение:

– Людям с инвалидностью надо получить справку в медико-реабилитационной комиссии. Это сделать тяжело, а на многие специальности путь в принципе закрыт. На экономиста мне учиться разрешили. А вот физически это сделать не получилось: занятия разбросаны по нескольким корпусам, лифт для инвалидов был только в одном. И хотя университет шел навстречу, занятия по возможности проводились на первых этажах, проехать на коляске к кабинетам не всегда было возможно. Почти на все пары папа носил меня на руках. На тот момент я и чувствовала себя хуже, чем сейчас, еще не окрепла после больниц, плохо умела управлять своим инвалидным креслом. После установочной сессии, чтобы не усложнять жизнь близким, забрала документы.

Диагноз Алеси Алехнович – саркома Юинга 4-й стадии, но ни болезнь, ни инвалидность первой группы не помешали ей вести активную жизнь. Девушка занимается вокалом и спортивными бальными танцами, участвует в чемпионатах, возглавляет Борисовское районное общественное объединение инвалидов и сама водит автомобиль. Летом Алеся снова вернулась к мечте получить высшее образование, но на этот раз выбрала университет Литвы:

– Там медицинских документов не потребовалось. «Мы же с вами гуманитарными науками будем заниматься, а не физкультурой или военным делом», – сказали в приемной комиссии. Другой немаловажный момент – условия для колясочников, которые мне уже есть с чем сравнивать. Обучение проходит в одном корпусе, там есть пандусы и специальный туалет. Занятия для моей группы организуют на первом этаже. Если какие-то конференции или семинары проводятся для всего потока на втором, студенческий совет закрепляет ассистентов, которые помогают подняться наверх.

Алеся не скрывает: возможно, с нынешней ее самостоятельностью она бы смогла учиться и в наших вузах. Тем более что с каждым годом барьеров становится меньше. Появляются пандусы, поручни, специальные парковочные места, заниженные бордюры. Во многих вузах есть лифты и подъемники, для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудуются санузлы. А в общежитиях есть жилые комнаты с расширенными дверными проемами без порогов.

Постепенно условия для инвалидов улучшаются, но говорить о том, что безбарьерная среда создана во всех 52 вузах страны, еще рано, считает начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Касперович:

– Во многих зданиях, которые строились в прошлом веке, технически невозможно установить специальные лифты, обустроить туалеты. Поэтому каждый университет создает условия и решает проблемы локально. Например, закрепляет за студентами-инвалидами кураторов, которые им помогают. При проектировании и строительстве новых объектов – общежитий, учебных корпусов, спорткомплексов – требования по созданию безбарьерной среды учтены. К примеру, сейчас в БГТУ реализуется проект нового спортивного комплекса, где бассейн, игровой зал, раздевалки будут построены с учетом международных стандартов.

Когда дистанционка станет удаленной?

Александр Макарчук
Александр Макарчук

В последние годы количество направлений, которые выбирают инвалиды, увеличилось вдвое, рассказывает консультант отдела специального образования Министерства образования Светлана Сысой:

– В основном обучаются гуманитарным специальностям – экономическим, юридическим, педагогическим, искусству и культуре. Те, кто по состоянию здоровья не может учиться на очном отделении, могут выбрать заочную или дистанционную форму. Например, в БГУИР в прошлом учебном году дистанционно обу­чались 19 человек, в Полоцком гос­университете – четыре, в БНТУ – три.

Дистанционно учится и Александр Макарчук, которого называют белорусским Стивеном Хокингом. Будучи полностью парализованным, 33-летний борисовчанин освоил голосовое управление компьютером, полноценно работает и помогает таким, как он. При всем желании учиться в одной из наших альма-матер Саша не смог бы даже дистанционно:

– Откровенно говоря, наше дистанционное образование еще в самом начале пути. Знакомый колясочник поступил в минский вуз и теперь жалуется: «Саня, образование вроде как дистанционное, но приезжать в вуз надо на каждую сессию». Посещать зачеты и экзамены для меня проблематично. Поэтому пять лет назад выбрал Межрегиональный открытый социальный институт в Москве, учусь на юриста.

Кроме того, это еще и дешевле: инвалидам дают 40-процентную скидку на дистанционное обучение, тогда как в наших вузах она составляет максимум 10 – 15 процентов.  В здании своего университета Саша не был ни разу, вся учеба проходит удаленно:

– Наша сессия – это 50-минутный компьютерный тест по каждому из предметов. Когда начинаешь отвечать на вопросы, остальные окна браузера автоматически блокируются, поэтому искать ответы в интернете не получится. Все по-честному.  За историю существования дистанционной формы обучения в нашей стране только трем студентам разрешили сдавать экзамены онлайн. У них было заключение врачей о том, что по состоянию здоровья им противопоказано посещение коллективов. Остальным зачеты и экзамены приходится сдавать в вузе, комментирует Сергей Касперович:

– Действительно, сейчас дистанционная форма у нас близка к заочной. В новой редакции Кодекса об образовании мы прописали возможность текущей аттестации студента дистанционно. С учетом развития современной науки и техники, биометрических методов распознавания человека это вполне реально. Личное присутствие обязательно только на итоговой аттестации – сдаче госэкзаменов и защите дипломов. В ближайшее время этот документ передадим на рассмотрение в Парламент.

Сейчас учиться легче, чем раньше

Минчанка Людмила Кухарева
Минчанка Людмила Кухарева

Минчанка Людмила Кухарева доказала: если хочешь получить образование – никакой недуг не помеха. Будучи незрячей (она потеряла зрение в начальной школе после гриппа), Людмила с красным дипломом окончила МГЛУ.

Выпускница иняза признается, что по-доброму завидует нынешним студентам:

– Сейчас можно найти электронную версию любого учебника, «залить» ее в голосовую программу и слушать, пока не запомнишь. У меня таких возможностей не было. Все учебники начитывали родители: мама – языки, папа – философию и мировую литературу, где порой к одному занятию нужно было осилить 85 страниц текста. К сессии тоже вместе готовились: ложились спать в три ночи, а в шесть утра вставали на экзамен.

В первый год учебы мама Людмилы целый день проводила в вузе, чтобы переводить дочку с этажа на этаж, пока эти хлопоты не взяли на себя одногруппницы. Забота о Людмиле очень сплотила маленькую девчачью группу, так что даже спустя десяток лет подруги поддерживают теп­лые отношения.

Сейчас инвалидам  учи­ть­ся гораздо легче, чем раньше, уверена Людмила:

– Приятно, что навстречу идут не только вузы, но и многие об­щественные органи­за­ции. Белорусское товарищество инвали­дов по зрению специально ра­зыскивает слабовидящих студентов, чтобы предложить им помощь.

Например, распечатать необходимые учебники шрифтом Брайля.

БУДЬ В КУРСЕ

  • Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, представившие удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии о том, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности, имеют преимущественное право на зачисление в учреждение среднего специального образования при равном общем количестве баллов.
  • Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата вместо ЦТ могут сдавать вступительные испытания в учреждении образования. Их форма определяется приемной комиссией с учетом особенностей психофизического развития абитуриента.
  • Дети-инвалиды, инвалиды I и II группы имеют право участвовать в конкурсе на получение высшего образования на заочной форме за счет средств бюджета вне зависимости от того, работают они по профилю избранной специальности или нет.
  • Неработающие инвалиды могут поступать на платную заочную форму получения образования.
  • В ссузах и вузах инвалиды имеют право на первоочередное заселение в общежития, обеспечение путевками в санатории-профилактории, оказание материальной помощи по заявлениям и скидки на оплату за обучение.

Знамя Юности

Related posts

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *