Ребенка с особенностями развития в обычную школу?

Когда родители смогут отдать ребенка с особенностями психофизического развития в обычную школу?Почему к разработке концепции инклюзивного образования чиновники не допускают общественные организации?

Для многих белорусских детей диагноз: умственная отсталость становится барьером на пути к знаниям. Хотя, как свидетельствует зарубежный опыт, такие дети могут учиться в обычной школе.
 –– Когда моей дочке было восемь месяцев, наши специалисты предрекали, что с диагнозом тяжелая умственная отсталость, школы в ее жизни не будет.

В США, где мы четыре года занимались реабилитацией, сказали, что наш ребенок сможет учиться в обычной школе. Теперь она читает на двух языках, считает, -- говорит директор Центра проблем детского развития» «Левания» Инга Дубинина.
Тем не менее, по словам Инги Дубининой, для ее шестилетней дочери с психофизическими особенностями и 4-й степенью утраты здоровья дорога в специальную школу, где она будет несколько лет учить алфавит.
Хотя Инга, как и другие родители особенных детей, считают, что должен быть выбор: где учиться.
Педагог-дефектолог Вера Хитрюк поясняет, что формально право выбора есть. По ее словам, родители могут и не согласиться с решением психолого-педагогической комиссии, которая направляет ребенка на учебу в то или иное учреждение образования. Однако в обычной школе для ребенка с особыми потребностями, вряд ли, будет специальная методика, сопровождение, безбарьерная среда.
–– Право выбора учреждения образования должно реализовываться гибко и безболезненно, –– отметила Вера Хитрюк. ––В школах нужно создавать условия для ребенка. Родители, которые считают, что ребенок с инвалидностью может обучаться в обычной школе и будет чувствовать там себя комфортно, должны иметь возможность его там обучать. Точно также они должны иметь право отказаться от использования этой возможности, перейдя в систему специального образования.
К разработке Концепции инклюзивного образования допускают не всех
Как отмечает Вера Хитрюк, система спецобразования в Беларуси хорошо развита.
Власти также пытаются развивать и инклюзивное образование, суть которого заключается в том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные и иные особенности, должны иметь право обучаться вместе со своими сверстниками в обычной школе.
При отделе специального образования Министерства образования Беларуси создана группа, занимающаяся разработкой проекта Концепции развития инклюзивного образования.
Ряд общественных организаций: Офис по правам людей с инвалидностью, «Дети.Аутизм. Родители», ОО «Откровение», Ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, обратились с просьбой включить их представителей в группу.
Однако чиновники проигнорировали эту просьбу.
–– Мы не сможем участвовать в процессе разработки концепции. Меж тем документ создается для наших детей, -- говорит Инга Дубинина
Вера Хитрюк, которая входит в группу разработчиков концепции, считает, что в проекте пока нет идеи развития инклюзии.
–– Право выбора учреждения образования в концепции лишь декларировано, а заинтересованные стороны настаивают, что оно должно быть реально гарантировано, --подчеркивает кандидат педагогических наук.
По ее словам, очень важно чтобы образование было доступным для детей на всех уровнях: детсад, школа,  вузы. При этом принципиально, чтобы родители детей с особенностями развития имели выбор: учить ребенка в специализированных, общих заведениях или дома.
-- У нас мало времени на внесение изменений. Ведь речь идет о детях, которые живут сегодня и нуждаются в том, чтобы был документ, который дал бы им право на включение в образовательные процессы, -- отмечает Вера Хитрюк.
Ни одного доступного университета для студентов с инвалидностью!
Не лучше обстоят дела и в сфере высшего образования. Там проблемы людей с инвалидностью только множатся.
Социолог Ирина Дунаева напоминает о сложностях с транспортным обеспечением, отсутствием безбарьерной среды и даже приеме на учебу.
–– При выдаче справки о состоянии здоровья нередко путают право на получение образования и на работу: ставится знак равенства между невозможностью работать по той или иной специальности и правом учиться, –– отмечает Ирина Дунаева
Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский констатирует, что доступность за последние пять лет не улучшилась.
–– Как не было ни одного доступного университета, так и нет. Хотя в стране насчитывается около 1600 студентов с инвалидностью. В ближайшей перспективе ожидать появления такого вуза не приходится, -- прогнозирует эксперт.
Он считает, что произошла девальвация понимания доступности и инклюзии.
–– В нашем обществе сам статус инвалида –– уже определение дискриминированной личности, -- говорит эксперт.
По его мнению, нельзя развивать инклюзию только в образовании без подтягивания других сфер.
–– Если мы говорим об инклюзии в системе высшего образования, чаще всего представляем, что студент сидит за партой. За парту любого можно усадить и свести процесс образования к нахождению в аудитории. Для развития инклюзии сегодня нужно как минимум создать качественную Концепцию инклюзивного образования, --подчеркивает Сергей Дроздовский.
Справка «Завтра твоей страны»
По данным Министерства образования в 2014 году лишь 26 учреждений среднего образования Беларуси (0,8% от общего количества) полностью соответствовали требованиям к безбарьерной среде. Прогнозируется, что к 2020 году безбарьерная среда жизнедеятельности будет создана в 10% учреждений среднего образования.
В соответствии с Государственной программой развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы создаются опорные учреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию. В Сейчас насчитывается более 330 таких учреждений. К 2020 году планируется, что 20% белорусских школ будут осуществлять инклюзивное образование.

«Завтра твоей страны»

 

Похожие посты

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Размер шрифта
Контраст
Skip to content