Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного общества

Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного обществаВ Минске состоялась Международная конференция «Конвенция ООН о правах инвалидов – вызов и ценность для Европейского Союза и стран Содружества Независимых Государств – путь к созданию инклюзивного общества», приуроченная к 25-летию образования Белорусского общества инвалидов.

«Вскоре Беларусь присоединится к Конвенции и реализует её на практике»

Как отметил заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Александр Румак, вопросы социальной защиты в нашей стране являются одними из приоритетных. Ведь главное достояние страны – это её люди. Беларусь – социально-ориентированное государство. Государственные органы своей ежедневной работой подтверждают этот «лозунг» не только на словах.
Люди с инвалидностью составляют значительную часть Республики Беларусь – 527, 5 тыс. человек. Среди них 26, 3 тыс. – дети-инвалиды до 18 лет. По каким направлениям строится работа по оказанию социальной поддержки этим людям?
- Работа в нашей стране строится на законодательной базе: Конституция, законы, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, — рассказывает Александр Алексеевич. — Прежде всего, это система государственной адресной социальной помощи. Также предоставление льгот и гарантий людям с различными группами инвалидности, социальная и трудовая реабилитация. В стране реализуется целый ряд государственных программ. Это комплексная программа развития социальной сферы на 2011 – 2015 гг., государственная программа по созданию безбарьерной среды на 2011- 2015 гг. В республике создан государственный реестр технических средств реабилитации, которые предоставляются инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Каждый год перечень средств пополняется новыми видами средств реабилитации, в которых нуждаются инвалиды.
В прошлом году законом был расширен перечень социальных услуг, которые могут предоставляться государственными и социальными учреждениями людям с инвалидностью. Также знаковым событием стало утверждение механизма государственного социального заказа. Этот механизм позволяет привлечь к оказанию услуг неправительственные организации, которые будут предоставлять услуги, а государственные организации,  в свою очередь, будут выделять средства на оказание этих услуг. В сотрудничестве с Красным крестом уже начато практическое внедрение услуг социального заказа в Гродно, Новополоцке, Витебском районе.
Довольно ли проведённой работой Министерство труда и социальной защиты населения?
- Я, как человек, курирующий вопросы социальной поддержки инвалидов, могу от себя сказать, что сегодняшней работой я недостаточно удовлетворён, — ответил Александр Румак. – Мы многое делаем, но ещё больше нам предстоит сделать. В этом году вопрос о безбарьерной среде рассматривался на Республиканском межведомственном совете по проблемам инвалидов. Благодаря таким совещаниям мы узнаём, что ещё предстоит сделать. Нам очень важна совместная работа с нашими партнёрами, прежде всего с Белорусским обществом инвалидов. Я считаю, что в нашей работе важно никогда не останавливаться.
Министерство труда и социальной защиты населения совместно с коллегами из других министерств ведёт работу по присоединению Беларуси к Конвенции ООН о правах инвалидов. Вскоре наша страна присоединится к Конвенции и реализует её на практике.
Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного общества«У Беларуси есть все основания, чтобы присоединиться к Конвенции ООН о правах инвалидов»
Представитель ООН в Республике Беларусь г-н Санака Самарасинха рассказал, что с первого дня своего образования ООН поддерживало создание инклюзивного общества. За прошедшие годы международным сообществом были сделаны немалые усилия для того, чтобы реализовать эту цель построения инклюзивного общества. В частности, через принятие и реализацию ряда международных документов, связанных с проблемами людей с инвалидностью. Например, это всемирная программа действий относительно людей с инвалидностью, вышедшая уже в 1982 г., затем стандартные правила уравнивания возможностей в 1993 г., и сейчас самый свежий документ – это Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью.
Конвенция ООН является ключевым элементом международной нормативно-правовой базы, касающейся улучшения положения людей с инвалидностью. А также она подчёркивает важность учёта вопросов инвалидности как неотъемлемой части содействующих стратегий устойчивого развития общества. Несмотря на всю проделанную работу остаются пробелы между принятием документов и реализацией их на практике.  Люди с инвалидностью до сих пор сталкиваются с множественными барьерами и препятствиями на пути к полному и равному участию в жизни общества. К сожалению, полноценное включение людей с инвалидностью в жизнь общества остаётся ещё не достигнутой целью.
В последние годы Генеральным секретарём ООН был принят ряд резолюций, касающихся прав и интересов людей с инвалидностью. В частности, после того, как закончится реализация целей тысячелетия, Беларусь стала одной из 83-х стран мира, где прошли национальные консультации ООН в глобальных рамках развития мира. Беларуси ещё предстоит сделать этот шаг по присоединению к Конвенции ООН о правах инвалидов. Тем более, что у этой страны есть все основания для того, чтобы скорее присоединиться к Конвенции ООН о правах инвалидов. Ведь значительную часть населения страны, более полумиллиона, составляют люди с инвалидностью. На мой взгляд, у органов власти и парламента есть огромное желание, чтобы в ближайшее время присоединиться к Конвенции. Но мы ожидаем, что Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью будет не только подписана, но и совместными усилиями реализована на практике.
Мы с большой радостью восприняли новую редакцию Закона о социальном обслуживании, о котором говорил заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Александр Румак. Эта часть законодательства была разработана при поддержке ООН. И мы будем уделять самое пристальное внимание этой тематике.  Но, к сожалению, даже сотрудники ООН иногда остаются слепыми к определённым нуждам людей с инвалидностью. Когда я приехал на работу в Беларусь несколько месяцев назад, я был шокирован тем, что офис ООН не приспособлен для людей с инвалидностью. 4 месяца я ждал изготовления визитки со шрифтом Брайля. В штате работников, которых мы нанимаем, в настоящее время нет людей с инвалидностью.
В свою очередь, ООН выражает желание и готовность помочь Республике Беларусь в реализации положений Конвенции о правах инвалидов. Наше предложение с радостью было принято правительством. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время вместе будем работать над тем, чтобы на практике реализовать положения Конвенции.
Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного общества«Реализация принципов Конвенции ООН о правах инвалидов невозможна без участия действенных структур»
Председатель Всеобщего союза инвалидов Гeрмании (ABiDe. V.), член Бундестага ФРГ д-р Илья Зайферт выступил на конференции с докладом «Создание возможности для всеобъемлющего активного участия и свободного развития личности для людей с инвалидностью и без»:
- Приняв в 2006 г. Конвенцию ООН о правах инвалидов, государства взяли на себя обязательство дать шанс всем людям с ограниченными возможностями, проживающими на их территории, принимать полноценное участие в жизни общества. У них, как и у всех других людей, должна быть возможность свободного развития своей личности. Запрещая  дискриминацию и закрепляя конкретные права, Конвенция устанавливает коллективные и индивидуальные права на выравнивание вызванных инвалидностью неравных возможностей. В ней говорится, что не люди с их инвалидностью должны «приспосабливаться» к внешней среде, а наоборот, эта среда должна так формироваться, чтобы также и люди со значительными физическими, психическими или умственными трудностями могли свободно развивать свою личность. Это примечательно во многих планах. Во-первых, присущее человеку достоинство также обосновывает правопритязания, потому что здесь отвергается вековое предубеждение, что «калеки», «инвалиды», «дурачки», или обозначаемые какими бы то ни было пренебрежительными эпитетами люди, якобы являются «неполноценными». Во-вторых, ввиду того, что Конвенцией признаётся жизнь с инвалидностью и ограниченными возможностями как неотъемлемая часть сообщества всех людей не недостатки, а способности являются самыми отличительными чертами индивидуума. В-третьих, Конвенция, благодаря своей идее обеспечения возможности участия, кладет конец любому ошибочному толкованию инвалидности как «болезни», т.е. как «медицинской проблемы». В-четвёртых, теперь, наконец-то стало ясным, что всяческие «обосновываемые» инвалидностью обособление и стигматизация представляют собой факт дискриминации. В-пятых, государство несет на себе обязательства, и это является непосредственной задачей политики. Конвенция однозначно декларирует, что именно государство служит человеку, а не наоборот. В-шестых, Конвенция отводит людям с ограниченными возможностями и представляющим их организациям важную, активную роль при преобразовании всех общественных условий в пространство для развития личности, свободное от дискриминации, стигматизации и барьеров. В-седьмых, благодаря Конвенции, организации, представляющие инвалидов, имеют право требовать институциональной помощи для осуществления своей работы. До сих пор в Германии дело обстоит так, что подавляющее большинство этой работы выполняется «на общественных началах», то есть безвозмездно. Это затрудняет обмен опытом внутри всего сообщества инвалидов – на уровне местных сообществ, так и на уровне федеральных земель Германии, Европейского Союза.
Конвенция ООН о правах инвалидов предлагает нам широкое поле деятельности. Чтобы его плодотворно возделывать, нам нужно собрать действенные структуры. Международный союз организаций инвалидов постсоветских государств может и должен стать такой платформой. Он должен на равных с другими георегиональными организациями инвалидов, как, например, Европейским форумом инвалидов или находящимися в процессе становления партнёрскими организациями в Африке и арабских странах, собрать воедино конкретный опыт своего региона и предложить его в качестве вклада во всемирный дискурс. Именно так он вскоре сможет принять активное участие в работе Международного альянса инвалидов.
Конвенция накладывает на государства-участников обязательства, требуя от них привлечения «экспертов в своей области» в дела государственного управления. К сожалению, правительства истолковывают эти выдержки из Конвенции отнюдь не так, как мы. Требование Конвенции ООН о правах инвалидов относительно обеспечения возможности полного участия и свободного развития личности обращено ко всем членам общества. А значит, и к нам самим, инвалидам. Мы полны желания, способны и готовы внести свой вклад в выполнение этой всеобщей задачи.
Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного общества«Изменения должны произойти в голове у тех людей, которые обязаны обеспечивать реализацию Конвенции ООН о правах инвалидов»
Как заявил Председатель Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», Председатель Правления Международного союза организаций инвалидов Василий Васильевич Назаренко, принятие Конвенции ООН о правах инвалидов – это огромное событие в жизни международного сообщества инвалидов.
- Это наша конституция, по которой нужно жить. Да, не всегда Конвенция ООН, как и другие законы в Украине, выполняется. Но ведь и невозможно выполнять положения Конвенции ООН беспрекословно, нужно постоянно над этим работать, прежде всего, с государственными органами. Украина в этом вопросе находится на достаточно высоком уровне.
Три года назад Парламент Украины ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов и факультативный протокол к ней. Беларусь сегодня ещё не присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, возможно у руководства страны высокое чувство ответственности. Ведь нельзя просто подписать и забыть, нужно выполнять положения Конвенции. Украина в этом вопросе проявила смелость, но выполняется пока не всё. Но сам факт подписания и ратификации Конвенции имеет огромное значение для нас. Зато теперь у нас есть возможность обращаться к руководству страны и требовать выполнения закона.
После вступления в Украине в силу Конвенции ООН о правах инвалидов органы государственной власти начали более предметно заниматься реализацией её положений.  В 2011 г. был принят ряд законов о мероприятиях в отношении лиц с ограниченными возможностями. В прошлом году была утверждена программа «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов». В мае этого года была создана рабочая группа по вопросам разрабатывания концепции поддержки. Три года прошло, и только недавно была создана рабочая группа. Это действительно очень медленно. Огромных результатов мы не достигли, но сдвиги есть: появляется доступность, уважительное отношение к инвалидам. Но самое главное, я считаю, что изменения должны произойти в голове у тех людей, которые обязаны обеспечивать реализацию Конвенции ООН о правах инвалидов. Тот руководитель, который проникается желанием что-то изменить, совершенно по-другому организовывает жизнь людей с ограниченными возможностями у себя в регионе. Я верю, что придёт время, когда основные положения Конвенции ООН будут выполнены  не на бумаге, и люди с ограниченными возможностями будут чувствовать себя наравне в обществе!
Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного общества«Республика Беларусь готова, с точки зрения состояния внутреннего законодательства страны, присоединиться к Конвенции ООН о правах инвалидов»
- Белорусское общество инвалидов образовалось 8 июля 1988 г. Главной задачей общества тогда являлась защита прав и интересов инвалидов и членов их семей, создание инвалидам Республики Беларусь равных возможностей участия во всех сферах жизни общества, — констатирует Председатель ЦП ОО «Белорусское общество инвалидов» Владимир Петрович Потапенко. — Общество инвалидов приняло позицию содействия государственным органам в осуществлении политики в отношении инвалидов. При подготовке первой редакции Закона о социальной защите инвалидов Белорусское общество инвалидов впервые заявило о том, что при определении инвалидности нельзя оперировать только медицинской составляющей. А в большей степени определение инвалидности должно быть основано на понимании её как социального явления. Общество инвалидов постоянно инициировало и настойчиво побуждало органы государственной власти на принятие законов, актов, обеспечивающих поиск путей адаптации и эффективного участия инвалидов в жизни общества наравне с другими гражданами нашего государства на условиях равенства, доступности и полного включения.
Насколько велики проблемы присоединения республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов?
Доклад «Положение инвалидов в Республике Беларусь» 2010 г., изданный в результате совместного проекта ПРОООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие Республики Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и её осуществлению» даёт полную и объективную характеристику решения проблем инвалидов и инвалидности в нашем государстве. Правительство Республики Беларусь рассматривает инвалидов, как одну из приоритетных групп населения в плане социального обеспечения и социальной помощи. В Беларуси функционирует широкая сеть учреждений государственного обслуживания населения, и каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства. Государственная политика направлена на полноправное участие инвалидов в жизни общества. Государственные органы успешно взаимодействуют с общественными объединениями инвалидов.  С 2009 г. термин  «инвалид» основан не только на медицинских показаниях, как это было ранее. Новая редакция Закона «О социальной защите инвалидов» содержит в полной мере определение, соответствующее положениям Конвенции ООН о правах инвалидов.
Положение инвалидов в Республике Беларусь необходимо рассматривать в динамике. По сравнению с советским периодом, несомненно,  достигнут большой прогресс, выработана новая концепция инвалидности, соответствующая международным стандартам. Принято законодательство для создания равных возможностей для инвалидов в реализации их прав. Основой государственной политики является реабилитация инвалидов, растёт государственная помощь. Сегодня в Республике Беларусь зарегистрировано порядка 70 организаций, занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности.
Присоединение к Конвенции ООН о правах инвалидов может повлечь за собой принятие некоторых изменений и дополнений в национальное законодательство. В данной связи в Беларуси необходимо будет ввести планомерную, поэтапную, направленную политику внедрения стандартов, заложенных Конвенцией, обеспечение развития положений Конвенции на национальном уровне. Законодательство Республики Беларусь не противоречит объекту и цели Конвенции. В целом нормативно-правовые акты, касающиеся инвалидов, соответствуют нормам и положениям Конвенции. Более того, разработаны соответствующие стратегии. Тем не менее, ряд мер по изменению и дополнению законодательных актов должен быть принят. В том числе, многие из таких мер могли бы быть рекомендованы в независимости от принятия Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из данного договора. Можно констатировать высокую готовность Республики Беларусь относительно присоединения к Конвенции ООН о правах инвалидов с точки зрения состояния внутреннего законодательства. Призываем органы законодательства Республики Беларусь незамедлительно принять закон Республики Беларусь о присоединении Республики Беларусь к Конвенции ООН о правах инвалидов и подписать Факультативный протокол к ней. Такая акция подчеркнёт значимость той социальной политики, которая действительно проводится в нашем государстве в отношении людей с инвалидностью сегодня.
Конвенция ООН – путь к созданию инклюзивного обществаРазвивать инклюзию, демократию и разнообразие
В работе конференции приняла участие управляющая Фондом «Западно-Восточные встречи» Моника Таранн. Она представила проект – «Понимать совместно – развивать инклюзию, демократию и разнообразие».
В начале своего выступления г-жа Моника Таранн выразила радость и удовлетворение по поводу того, что у нее есть возможность участвовать в таком масштабном и представительном форуме, как проходящая в Минске Международная конференция неправительственных организаций.
Основная деятельность Фонда «Западно-Восточные встречи» – это сотрудничество по различным направлениям со странами бывшего Советского Союза. С 1996 года Фонд также поддерживает и тему инклюзии в самом широком смысле этого слова. Особо важной темой является сотрудничество на местном уровне, т.е. между городами и регионами.
–  Одно из направлений нашей деятельности, – сказала г-жа Таранн, – это партнерство городов, в рамках которого существует хорошая возможность работать в направлении развития инклюзии. Сейчас у нас разрабатывается модельный проект, который финансируется министерством иностранных дел Германии. Это будет модель, позволяющая понимать и развивать инклюзию, демократию и разнообразие и вовлекать людей в эти процессы.
Далее г-жа Моника Таранн познакомила присутствующих с практической реализацией модельного проекта, которая проходит между Калужской областью Российской Федерации и федеральной землей Тюрингия ФРГ и рассчитана на девять месяцев совместной работы. Партнеры проекта с российской стороны – Государственная Академия народного хозяйства и руководство Калужской области, с немецкой –  Фонд «Западно-Восточные встречи» и неправительственная организация «Немецко-русское общество в Тюрингии».
– Главная цель всей этой работы, – сказала г-жа  Таранн, –  проведение форума по теме  «Социальные вопросы и инклюзия в Калужской области». Заключительной частью проекта станет обобщенная информация об этой модели, о том, как она себя оправдала на международном уровне. Кроме того на встрече гражданских обществ России и Евросоюза, в которой примут участие шесть стран бывшего Советского Союза, мы хотим представить наш модельный проект и пригласить всех к сотрудничеству.
–  Обобщив наш совместный опыт, – продолжила Моника Таранн, –  мы могли бы поднять наше сотрудничество на высшую ступень и более солидный уровень.  Кроме того, есть возможность за рамками проекта, помимо сотрудничества между несколькими странами, проводить аналогичную работу между двумя, отдельно взятыми государствами. В Германии есть институты, с помощью которых можно было бы установить подобное партнерство. С нашей стороны – это министерство иностранных дел. Наш проект – наглядный пример, подтверждающий мои слова. Хотелось бы, чтобы и с другой стороны были задействованы государственные структуры. Мы готовы поддержать это направление.
Далее участники конференции констатировали, что на территории государств СНГ и постсоветского пространства ситуация с подписанием и ратификацией Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней находится на разных стадиях реализации. Одновременно продвижение основных принципов и положений Конвенции имеет место во всех государствах. Каждому государству присущи свои характерные особенности.
Участники конференции отметили заметные шаги Республики Беларусь относительно присоединения к Конвенции о защите прав инвалидов с точки зрения состояния внутреннего законодательства. Выявленные пробелы и несоответствия положений национального законодательства и Конвенции не представляют собой препятствий к оформлению участия Республики Беларусь в рассматриваемом международном договоре и могут быть устранены в процессе дальнейшего совершенствования законодательства.
В ходе форума было заявлено о прежней приверженности пониманию инвалидности, как проблемы уважения, поощрения, соблюдения и защиты прав человека, в духе Конвенции о правах инвалидов.

Похожие посты

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Размер шрифта
Контраст
Skip to content