Сила воли инвалидов заслуживает уважения

Сила воли инвалидов заслуживает уваженияВсероссийский фестиваль телевизионных программ и фильмов «Смотри на меня как на равного» проходил в России впервые. Его организаторами выступили Автономная некоммерческая организация «Студио-Диалог» в партнерстве с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» и Агентством социальной информации. Фестиваль проходил при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

К участию были приглашены российские телекомпании, телестудии, авторы, создающие телевизионные фильмы, телепрограммы и телесюжеты о жизни и проблемах инвалидов хронометражем от 10 до 60 минут. Организаторы получили более пятидесяти работ из пятнадцати регионов. Двадцать лучших из них были показаны в кинотеатре «Художественный» с 17 по 19 ноября.

«Мы провели этот фестиваль для того, чтобы в нашем обществе было как можно меньше барьеров для людей с инвалидностью. Принято считать, что барьеры эти чисто физические, архитектурные, вроде бордюров, ступеней, порогов. На самом деле самые серьезные барьеры в головах у людей. Они мешают им воспринять человека с инвалидностью как равного», – рассказала в интервью корреспонденту Агентства социальной информации главный редактор АНО «Студио-Диалог», автор радиопрограмм из цикла «Адреса милосердия» Анна Белокрыльцева. По ее словам, организаторы стремились к тому, чтобы как можно больше людей без инвалидности посмотрели эти фильмы и взглянули на людей с ограниченными возможностями как на равных. По мнению А. Белокрыльцевой, кинофестиваль «Кино без барьеров», который проводит каждые два года РООИ «Перспектива», вносит огромный вклад в преодоление стереотипов общества в отношении инвалидов. АНО «Студио-Диалог» решила охватить еще одну нишу – телевидение. «Наибольшее влияние на людей сегодня оказывает телевидение, но, к сожалению, качество телепродукции о людях с инвалидностью оставляет желать лучшего», – считает Белокрыльцева. Именно поэтому фестиваль «Смотри на меня как на равного» предусматривает конкурсный отбор и выделение лучших работ в трех номинациях – лучший фильм, лучший сюжет и лучшая программа.
Фестиваль призван не только бороться со стереотипами в отношении инвалидов – он должен стать стимулом для тележурналистов, чтобы они, ориентируясь на лучшие образцы, улучшали качество своих работ. На это же были направлены и мастер-классы для журналистов, которые проходили в рамках фестиваля 18 ноября. Один из них – «Заразна» ли инвалидность?» – провели активисты организации инвалидов «Перспектива» Мария Генделева и Юлия Симонова. Он был посвящен снятию стереотипов по отношению к инвалидам. Ведущие ставили перед собой задачи познакомить журналистов с этическими нормами общения с людьми с инвалидностью, с правильными терминами и корректным языком по отношению к инвалидам, а также преодолеть их собственные стереотипы в отношении инвалидов. «В тренинге приняли участие около 45 представителей СМИ из разных регионов России. Мастер-класс прошел с большим успехом. В результате очень многие участники выразили желание пригласить тренеров для проведения подобных занятий у себя в регионах», – отметила координатор кинофестиваля «Кино без барьеров» РООИ «Перспектива», член оргкомитета фестиваля «Смотри на меня как на равного» Марианна Ежова.
По словам А. Белокрыльцевой, в общественном сознании укоренилось мнение, что человек с инвалидностью – объект жалости, помощи. В связи с этим работодатели зачастую не воспринимают инвалидов как полноценных сотрудников и не горят желанием принять их на работу. Кроме того, многие, когда видят людей с какими-то физическими нарушениями, например, детским церебральным параличом, переносят эти дефекты и на ментальность человека – раз он плохо двигается, не четко говорит, значит, у него и с головой не все в порядке. Расстаться с этими стереотипами помогают как фильмы и телепрограммы, ставшие участниками фестиваля, так и специальные семинары и тренинги. Второй мастер-класс назывался «В кадре человек с инвалидностью», и вел его член жюри фестиваля, режиссер, документалист, лауреат премии «Ника», автор фильмов «О любви», «Мир простодушных», «Про зрение» Тофик Шахвердиев. Он уверен, что если журналист получил задание снимать людей с инвалидностью, то самая большая ошибка – снимать инвалидность. «Не надо делать несчастье или болезнь человека главным способом воздействия на зрительские нервы. Нужно постараться увлечь, удивить, рассмешить, заманить зрителя тем, что увидел в герое как в интересном человеке, в любопытном персонаже», – считает Шахвердиев.
По мнению Белокрыльцевой, 20 фильмов, отобранных для конкурсного показа, – это именно те работы, которые будут интересны каждому. Они учат ценить жизнь, здоровье. «Иногда людям кажется, что у них очень много проблем: чулок пополз, каблук сломался, сумка в грязь упала, ребенок двойку из школы принес… Подобные фильмы помогают поставить мозги на место», – считает она.
По словам публициста, члена президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, члена жюри конкурса Ирины Ясиной, оценивать конкурсные работы оказалось не просто. Среди них было много равнозначных работ, которые хотелось выделить, а призов на всех члену жюри не хватило. «Меня приятно удивило, что большинство фильмов и программ на фестиваль присылали не из Москвы и Подмосковья, а из Кемерово, Липецка, Новосибирска, Владимира, Тулы и других регионов. Среди всех поступивших к нам работ я выделила одну суперпрофессиональную – «Один день. Мария Нефедова» Кирилла Набутова», – рассказала И. Ясина. Этот фильм занял первое место в номинации «Лучшая программа», а также получил специальный приз жюри. Остальные работы, по словам Ясиной, различались по степени сострадания и жизнерадостности, но действительно профессиональных среди них было довольно мало. «Коллеги позволяют себе темой покрывать недостатки своей работы – если я снимаю фильм про девушку, которая с тяжелейшим ДЦП решила завести ребенка, то эта тема извиняет то, что фильм длинный, нудный, неинтересный. Мы не должны с этим мириться», – уверена член жюри. По ее словам, в работах, посвященных инвалидам, должно быть максимум профессионализма, несмотря на «слезоточивость» темы. Ясина вообще считает, что программ и фильмов о людях с инвалидностью не должно быть на телевидении. «Нужно приглашать их в общие программы – это важнее, чем создание любой специальной программы, которая рассказывает об инвалидах и для инвалидов», – уверена она.
В номинации «Лучший фильм» первый приз достался Екатерине Гордеевой за фильм «Запертые в своем теле» из цикла «Профессия – репортер». По словам Гордеевой, своей работой она хотела рассказать людям, что можно просто подойти на улице к человеку в инвалидной коляске и сказать: «А пойдем, выпьем!», – и в этом не будет никакого нарушения личного пространства. «Мы выросли в Советском Союзе, где все должны были быть одинаковыми, и даже сейчас смотреть на человека, который не такой как ты, считается неприличным. Но это неправильно. Нужно подходить, общаться, спрашивать, как живется людям с какими-то физическими и другими особенностями. В процессе такого общения можно узнать для себя много интересного», – уверена Гордеева. По ее мнению, побеждать в таких фестивалях не важно, главное, что тебя туда зовут. «То, что меня пригласили поучаствовать в этом фестивале – большая честь. Значит, я делаю что-то хорошее, правильное», – поделилась впечатлениями участница.
Первую премию за лучший сюжет жюри присудили Светлане Чирковой за работу «День аиста», рассказывающую о судьбе девятилетней Аси. Всего два с половиной года назад она с трудом ходила и почти не говорила, врачи детского дома вообще сомневались в том, что она выживет. Но все изменилось, когда у девочки появилась приемная мама.
Фильмы, показанные в рамках фестиваля, производили на зрителей огромное впечатление. По словам Анны Белокрыльцевой, люди выходили из зала молча, словно немножко оглушенные, и было видно по выражениям их лиц, что им есть о чем подумать. Александр Букарев пришел на фестиваль за компанию с подругой. От проблем людей с ограниченными возможностями молодой человек был совершенно далек. «Я видел инвалидов в переходах, где они обычно стоят с табличками «Подайте ради Христа» или в вагонах метро, где они призывают пассажиров «помочь, кто чем может», - делится молодой человек. Таких людей с инвалидностью, как герой фильма «К подвигу готов» из Твери А. Букарев в своей жизни не встречал. «Меня поразило, что абсолютно здоровый человек тратил свое время впустую – на алкоголь, и только когда у него не стало ноги, он почувствовал вкус к жизни. Инвалидность для него стала подарком судьбы. Он не стоит с протянутой рукой, не просит ни у кого помощи… Этот мужчина, несмотря на протез, "гоняет" на велосипеде как двадцатилетний подросток, и видно по всему, что он счастлив», - удивляется он. Молодой человек считает, что таких фильмов, как «К подвигу готов» должно быть больше, чтобы люди узнали о «других» инвалидах, которые своей силой воли заслуживают не сострадания, а уважения.
Пока организаторы не могут с уверенностью сказать, что фестиваль будет проходить регулярно, потому что одним общественным организациям не потянуть такого масштабного мероприятия. Но они надеются, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям будет поддерживать фестиваль и в дальнейшем.
Фестиваль «Смотри на меня как на равного» только что закончился. Тем не менее, по словам Марианны Ежовой, организаторы уже имеют множество запросов на предоставление показанных материалов. «Отклики зрителей, а также то, что после проведения таких мероприятий (как показывает опыт проведения кинофестиваля «Кино без барьеров») начинаются реальные изменения в жизни людей с инвалидностью, могут служить доказательством того, что цель организаторов достигнута», - считает Ежова. А значит, через год или два все-таки должен состояться Второй Всероссийский фестиваль телевизионных фильмов и программ «Смотри на меня как на равного».
Анна Семенец, корреспондент АСИ http://www.asi.org.ru/

Похожие посты

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Размер шрифта
Контраст
Skip to content