Создание безбарьерной среды для инвалидов гарантируется государством, однако чтобы закрепленные законодательно обязательства выполнялись, государству об этом приходится постоянно напоминать. Для чиновников, передвигающихся в служебных иномарках, безбарьерная среда по-прежнему понятие абстрактное. Тогда как для людей с инвалидностью, которые передвигаются на колясках, она жизненно необходима.
Судя по отчетам ответственных министерств и ведомств, работа по выполнению положений Офиса по правам людей с инвалидностьюСергей Дроздовский ссылается на подсчеты Министерства строительства и архитектуры, согласно которым только 30% уже существующих пандусов соответствует нормам. Кроме того, в отчетность порой попадают объекты, на которых соответствующие мероприятия проведены, но безбарьерная среда так и не создана.
При строительстве новых объектов элементы безбарьерной среды, тот же элементарный пандус, теперь во многих случаях изначально закладываются в проект. Но что делать инвалидам, живущим в обычных панельках и хрущевках и годами не видевшим небо над головой? Таких ведь людей немало, но и не настолько много, чтобы местные власти не смогли каждый вопрос решить индивидуально.
Но для чиновников проще найти десяток-другой отговорок, чем пойти людям навстречу.
В Офисе по правам людей с инвалидностью в качестве примера привели конкретную ситуацию в городе Береза (Брестская область), где в одной из семей проживает девочка-колясочница.
Еще в январе командир войсковой части, в которой служит отец девочки-инвалида, обратился с вопросом об устройстве пандуса для этой семьи к местным властям. В ответ было получено письмо, в котором прямого отказа на установку пандуса не было, но зато было предложено «принять долевое участие в изготовлении проектно-сметной документации и установке пандуса или подъемника».
Предложение местных органов власти противоречит действующему законодательству, подчеркивает Сергей Дроздовский, так как не работодатели и коллеги, а местные исполнительные и распорядительные органы, согласно ст. 24 закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования местами отдыха и досуга».
Офис по правам людей с инвалидностью также обратился в Березовский райисполком, откуда получил ответ, что «оборудование пандуса либо подъемника со стороны входа в подъезд сопряжено с большими материальными затратами и изменениями магистрали газопровода».
«Также нас проинформировали, — рассказывает Сергей Дроздовский, — что «необходимые для оборудования пандуса средства будут предусмотрены в 3-4 квартале 2011 года при уточнении районного бюджета», а «при невозможности финансирования устройства пандуса в 2011 году, средства будут запланированы в 2012 году. Тем временем у девочки отсутствует возможность выезжать за пределы своей квартиры».
Государственная программа по созданию безбарьерной среды предусматривает межведомственный комплексный подход к решению вопросов устранения архитектурных преград, препятствующих проезду, доступу и свободному передвижению инвалидов. По мнению юристов Офиса по правам людей с инвалидностью, этот принцип необходимо сочетать с персональным подходом к каждой конкретной ситуации.
В Беларуси около 22 тысяч, а в Минске около двух тысяч инвалидов-колясочников. В белорусском обществе до сих пор не осознали, что безбарьерная среда, которую люди с инвалидностью вынуждены порой буквально выбивать у чиновников, — это не одолжение инвалидам и даже не шаг им навстречу. Это выполнение законодательства, которое дает людям с инвалидностью возможность вести обычную жизнь, например, сходить погулять или в магазин. Для кого-то, как для девочки из Березы, непреодолимым препятствием для этого является отсутствие пандуса.
«Решение проблемы отсутствия пандусов в итоге приведет не только к улучшению качества жизни людей с инвалидностью, упрощению передвижения, но и будет способствовать их интеграции в общество, появлению чувства собственной независимости, а в итоге — всестороннему развитию их личности», — подчеркивает Сергей Дроздовский.
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на труд, на отдых, на образование. На участие в культурной жизни, на свободу передвижения.
ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС И КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ? Пандус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок, лестницы, как правило, дублируют пандусом. Пандус – это наклонная поверхность для перемещения колясок. Прежде всего, установка пандусов необходима в местах перепада горизонтальных уровней, превышающего 4 см: на пешеходных путях, при входах и во внутренних помещениях зданий и сооружений. В Республике Беларусь, почему-то считается, что все инвалиды могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3-1,5 см. В соответствии с Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.08.2003 N 165 (ред. от 11.01.2010) "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве" Крыльцо при главном входе в жилой дом должно иметь размеры в плане не менее 1,4 x 1,4 м и должно быть защищено от атмосферных осадков козырьком или другим устройством. Во всех типах жилых домов с квартирами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, в общежитиях, а также в домах квартирного типа, оборудованных лифтами, крыльцо при главном входе в здание должно иметь размеры в плане не менее 1,8 x 1,8 м, а при необходимости устройства лестницы, ведущей на это крыльцо, кроме нее должен быть предусмотрен пандус шириной и уклоном в соответствии с требованиями СНБ 2.02.02. В начале и конце каждого марша пандуса и в местах его поворота следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,8 м. Уровень перепада между площадками не должен превышать 0,8 м. В жилых домах квартирного типа (без квартир для семей с инвалидами-колясочниками) должно быть предусмотрено место для их возможного устройства. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 16.11.2010) "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" статья 25 « Учет потребностей инвалидов при проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры», следует: «Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, речные порты, комплексы и коммуникации, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, в том числе индивидуальных, средств связи и информатизации без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами не допускаются». Таким образом, все вновь строящиеся дома, объекты инфраструктуры должны иметь пандус.
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПАНДУСА: Правила строительства пандуса, уклон и составные части пандуса, определяется следующими нормативно – правовыми актами Республики Беларусь: • Государственный стандарт РБ, СТБ 1900 – 2008 (строительство. Основные термины и определения), п. 2.124; • ВСН 62 – 91 (проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения), п. 2.2.2. СПиП 2.08.02- 89 (Общественные здания и сооружения), п. 1.90а; • СНБ 3.03.02- 97 (Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов) п. 4.4.8. Одна из самых распространенных ошибок при проектировании пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку у основания пандуса либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к наклонной части. А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом человек самостоятельно не сможет!
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ОБЪЕКТ ИНФРОСТРУКТУРЫ НЕ ОБОРУДОВАН ПАНДУСОМ? Для областных городов Республики Беларусь и г. Минска: 1. Письменное обращение в ЖЭС (либо товарищество собственников) своего района 2. Письменное обращение в ЖРЭО своего района 3. Письменное обращение в администрацию своего района
Для городов Республики Беларусь: 1. Письменное обращение в ЖЭС (либо товарищество собственников) своего района 2. Письменное обращение в администрацию своего города ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ
(пишется в произвольной форме):
Я, _____________________________________________, проживаю по адресу: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________, прошу рассмотреть вопрос по созданию условий безбаръерной среды, а именно, о строительстве пандуса к моему подъезду в соответствии со следующими нормативно – правовыми актами: 1) Закон Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 16.11.2010) "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" 2) Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 №300- 3 (ред. От 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». 3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. №1602 «О государственной программе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы» 4) Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 августа 2003 г. №165 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве». ___________________ ____________ _____________________________ (дата) (подпись) (ФИО полностью)
Правовые акты Республики Беларусь, гарантирующие гражданам право на безбарьерную среду: 1. Закон Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 16.11.2010) "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" 2. Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 №300- 3 (ред. От 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2010 N 1602 "О Государственной программе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 - 2015 годы" 4. Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.08.2003 N 165 (ред. от 11.01.2010) "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве" 5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2005 N 673 (ред. от 11.12.2007) "Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов, обеспечению их свободного доступа к общественному транспорту, местам учебы, работы, отдыха" 6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2010 N 176 "Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму отдельных учреждений, обеспечивающих получение специального образования" и о признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов, отдельного структурного элемента технического нормативного правового акта" 7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 N 94 (ред. от 27.09.2010) "Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях" и о признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов, отдельного структурного элемента технического нормативного акта" 8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.06.2010 N 67 "Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности санаторно-курортных организаций для детей и детей с родителями" и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 13 сентября 2004 г. N 84 и от 2 декабря 2005 г. N 212" 9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.02.2010 N 19 "Об утверждении Методического пособия по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета" 10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 "Об утверждении технического регламента Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/BY)" 11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.10.2008 N 181 "О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. N 120 и от 31 октября 2007 г. N 99" 12. Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.06.1998 N 237 (ред. от 11.12.2006, с изм. от 31.08.2010) "Об утверждении государственных строительных норм Республики Беларусь" 13. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.01.2011 N 40 "Об утверждении Плана мероприятий Министерства здравоохранения Республики Беларусь по выполнению Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 - 2015 годы"
Памятка подготовлена юристами Офиса по правам инвалидов: http://disright.org Все вышеуказанные нормативно – правовые акты находятся на сайте: http://www.pravo.by