5 мая – Международный день борьбы за права инвалидов

5 мая - Международный день борьбы за права инвалидовОн отмечается с 1992 года, когда люди с ограниченными возможностями семнадцати европейских стран провели день борьбы за соблюдение прав инвалидов и исключение случаев дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями. Только в 45 странах мира права инвалидов защищены законодательством этих стран.

Ни один человек в современном мире не должен оставаться без внимания властей. Это не должно зависеть от национальности, социального положения, здоровья или религии.

В нашей стране люди с ограниченными возможностями являются самыми незащищенными гражданами. Так считают борцы за права инвалидов. Большинство из этой категории людей нуждаются в помощи государства и постоянном уходе. Этот день должен напоминать о том, что государство и общественность должны обратить внимание на эту проблему.
В настоящее время в Республике Беларусь численность инвалидов превысила 510 000 человек, из них более 30 000 детей-инвалидов. Много это или мало? Возможно, за сухими цифрами статистики трудно представить реальную жизненную картину. Что чувствует каждый из этих нескольких сотен тысяч человек, родители детей-инвалидов и дети родителей-инвалидов? Физическую и психологическую боль, моральные и материальные проблемы, беспомощность, одиночество, иногда отчаяние? Они обусловлены ограничением жизнедеятельности, которое формируется при несоответствии физических возможностей человека социальному и пространственному его окружению.
Как сообщалось БЕЛТА 1 апреля 2010г. на заседании Мингорисполкома, где рассматривалось выполнение мероприятий по созданию в Минске безбарьерной среды, заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева сообщила, что Беларусь готовится к присоединению к Конвенции о правах инвалидов.
Валентина Королева отметила, что уже подготовлен проект соответствующего закона.
«Конвенция о правах инвалидов говорит об обществе равных возможностей. Жить должно быть удобно всем, в том числе инвалидам. А для этого надо создавать все условия - чтобы и инвалид мог работать, посещать театр, кино и т.д. Только тогда мы будем говорить о стране, удобной для проживания всех людей», - сказала замминистра. При этом она отметила, что Минск в силу своего статуса должен быть примером для других регионов республики по интеграции инвалидов в общество.
5 мая - Международный день борьбы за права инвалидовВсего в Минске проживают более 109 тыс. инвалидов, в том числе свыше 4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, 2,1 тыс. инвалидов-колясочников.
Создание в Минске безбарьерной среды для физически ослабленных лиц предусмотрено городской программой на 2007-2010 годы. Сегодня инвалиды могут беспрепятственно попасть почти в 1 тыс. городских объектов. Для этого установлены специальные пандусы, понижающие бордюры, поручни при входе в здания, расширены входные дверные блоки, установлены лифты, а также закуплен низкопольный общественный транспорт. Элементы безбарьерной среды имеют почти 60% объектов социальной инфраструктуры.
Председатель Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Анатолий Ражанец в начале апреля сообщал: «Безбарьерными в столице стали 995 объектов, то есть 121% от запланированного. За 2007-2009 годы только на установку пандусов, понижающих бордюров, поручней при входе в здания, расширенных входных дверных блоков, специальных лифтов ушло 368,8 миллиарда рублей».
По словам чиновников, в Минске созданы условия для беспрепятственного передвижения инвалидов по городу, соответствующие европейскому уровню.
Однако сами люди на колясках утверждают: белорусской столице еще очень и очень далеко до уровня даже провинциальных европейских городов. «К сожалению, в Минске позволить себе такую роскошь, как передвижение по городу без посторонней помощи, практически невозможно», - говорит председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Сергей Дроздовский.
К сооружению, «безбарьерных» объектов в нашей стране в большинстве случаев подходят формально, подсчитывая в отчетах лифты и пандусы и не задумываясь о том, кто и как ими будет пользоваться.
Значительная часть установленных в Минске пандусов имеет слишком большой наклон. Въехать по ним на коляске без посторонней помощи неподготовленному человеку очень сложно, а самостоятельный спуск и вовсе может быть опасен для жизни. Тем более, что нередко держаться за перила можно только одной рукой – со второй стороны их просто нет.
Но даже в местах, где все сделано в соответствии с правилами, «безбарьерные» объекты зачастую оказываются просто бессмысленными. Как, например, пандусы на спусках в метро. На большинстве станций, за исключением недавно построенных, инвалид не сможет попасть дальше турникета: чтобы попасть на платформу, нужно преодолеть ступеньки.
«Недавно начальник метрополитена с гордостью рассказывал о безбарьерной среде в метро, – говорит инвалид-колясочник Борис Бочковский. – Но что толку от этого, если оборудованными для инвалидов лифтами можно пользоваться только в строго установленное время? И если человек, попав в поезд на одной «безбарьерной» станции, не сможет выйти на большинстве других? Ведь в метро человек идет, чтобы попасть в нужное место, а не чтобы спуститься и подняться, продемонстрировав эффективность нововведений».
Бордюры – огромная проблема для инвалидов столицы. Когда они достигают 12-13 сантиметров вместо положенных 5, съехать с них на коляске невозможно: приходится фактически спрыгивать. Для подъема на такой бордюр большинству инвалидов требуется помощь посторонних.
5 мая - Международный день борьбы за права инвалидовЕще одна проблема – высота ступенек многих зданий. Если она превышает 12 сантиметров, даже пустая коляска, которую помощник инвалида пытается поднять или спустить, норовит сорваться и покатиться вниз. Тем не менее, именно такие ступеньки строятся на входе во многие учебные и культурные заведения.
 Городской транспорт совершенно не приспособлен для инвалидов. Низкопольные автобусы, закупленные в рамках госпрограммы, ситуацию не меняют: их слишком мало, ходят они крайне редко, никакой информации о том, в какое время и на каком маршруте появится такой транспорт, получить невозможно. К тому же самостоятельно попасть в такой автобус и выйти из него инвалиду все равно сложно: мешают бордюры на остановках. Понижающих уровней (мест, где бордюр спускается под небольшим углом, чтобы дать возможность проехать коляске) в городе не хватает.
Лестничные марши к лифтам и подъезды без лифтов являются непреодолимой преградой для большинства инвалидов. «Около 90% колясочников практически не выходят из дома именно по этим причинам. Они фактически замурованы в своих квартирах, – говорит Сергей Дроздовский. – Пока эта проблема не начнет решаться, разговоры о создании безбарьерной среды останутся пустыми словами».
С учетом специфики дорог и транспортной инфраструктуры, едва ли ни единственным способом передвижения по городу для инвалида-колясочника является автомобиль. Но даже те, кто может позволить себе ездить на собственной машине, постоянно сталкиваются с барьерами.
Чтобы выйти из машины и пересесть в коляску, инвалиду требуется больше места, чем обычному автомобилисту. Поэтому им необходимо специально отведенное место на парковке, где машины ставились бы не так плотно. В последнее время парковки для инвалидов стали появляться перед новыми торговыми, медицинскими и культурными объектами. Но использовать их по назначению практически невозможно – они всегда плотно заставлены машинами граждан, без сомнения паркующихся под знаком с инвалидной коляской. Сотрудники ГАИ такие нарушения, как правило, игнорируют.
Добраться хотя бы до автомобиля под силу тоже далеко не каждому инвалиду.
Инвалиды в Беларуси теоретически могут поступать во все учебные заведения страны, при этом пользуются льготами при прохождении конкурса: в большинстве случаев им достаточно сдать экзамены на любую положительную оценку. Но проблема в том, что государственное бесплатное образование у нас в традициях планового хозяйства строго сориентировано на потребности экономики, причем имеет в виду среднестатистические предприятия и учреждения бюджетной сферы, где, по представлению вузов, техникумов и ПТУ, должны работать выпускники. Поэтому при поступлении у инвалида требуют справку ВКК о том, что после окончания учебного заведения он сможет работать по специальности.
Еще одна проблема для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в стране нет учебных заведений, условия учебы в которых приспособлены к их особенностям с архитектурно-планировочной точки зрения. Если вы успешно поступите на дневное отделение вуза или техникума, то сможете получать пенсию и стипендию и, вероятнее всего, в первую очередь будете обеспечены общежитием (правда, комната может оказаться на четвертом этаже в доме без лифта).
Тем не менее, в Беларуси находятся даже инвалиды-колясочники, неимоверными усилиями, собственными и своих близких, получающие высшее образование. Ведь чем выше уровень образования, тем больше шансов найти работу, а о специально оборудованных местах для рабочих-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Беларуси можно только мечтать.
По статистике у людей с инвалидностью низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало - со средним общим и высшим образованием). Поэтому возникают трудности в трудоустройстве, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Можно сказать, что у нас остро стоит проблема социальной адаптации людей с инвалидностью.
Человек с ограничениями является частью общества, у него такие же права, как и у всех остальных. Как сделать так, чтобы в нашей стране общество воспринимало его не как балласт, а как ресурс, создавая ему возможности для нормальной жизни, учебы, работы?
Настал момент представить инвалидность не как проблему определённого круга «неполноценных людей», а как проблему всего общества в целом. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с многочисленными социальными барьерами, не позволяющими инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация - следствие социальной политики, которая ориентирована только на часть «здорового» населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому производство и быт, организация культуры и досуга, социальные услуги остаются неприспособленными к нуждам больных людей.
Подготовил А.Козловский по информации: http://zapraudu.info и belta.by

 

Related posts

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *